Найти в Дзене
VZBRELO: блог о дереве

Беляна - чудо конструкторской мысли

Наши предки знали толк в экономном потреблении! Слышали ли вы о таком, не побоимся этого слова, явлении, как беляны?

Беляна, если вкратце - это огромная деревянная грузовая баржа, которая по прибытии в конечную точку полностью разбирается и до последнего каната продаётся, и по частям используется дальше. Таким способом перевозили древесину для строительства, отопления небогатых лесом губерний и в качестве топлива для первых пароходов. Ну и по пути захватывали по мелочи: рыбу, мясо, пушнину.

План и разрезы беляны 1880-1890 гг. Пермь: типолитография Е.И.Заозерского. ГАПК, ф. 716, оп. 2, д.1590, лист 1. 
Из книги "100 и 1 документ: Нескучные архивные истории". — Пермь,2020
План и разрезы беляны 1880-1890 гг. Пермь: типолитография Е.И.Заозерского. ГАПК, ф. 716, оп. 2, д.1590, лист 1. Из книги "100 и 1 документ: Нескучные архивные истории". — Пермь,2020

При этом всё устроено не абы как: конструкция была хорошо продумана. Вначале сооружалось плоское устойчивое дно, крепкие борта. Внутрь штабелями укладывался лес, но так, чтобы не касаться бортов и не давить на них. Между штабелями делались зазоры, чтобы в случае повреждения дна, к течи удобно было подобраться.

Поверх груза, тёсом настилали палубу и ставили на ней избушки-"казёнки", в них жила команда и хранилась провизия.

Бревна очищались от коры, свежепостроенное судно получалось белым, отсюда и получило своё сказочное название.

Плакат с фотографией и чертежами беляны на стенде нижегородской области на выставке Denkmal-2019
Плакат с фотографией и чертежами беляны на стенде нижегородской области на выставке Denkmal-2019

Небольшие беляны перевозили по сотне пудов груза, это примерно 1700 кг, а вот беляны-гиганты могли обеспечить грузоподъемность под восемьсот тысяч пудов, то есть около 13 000 тонн!

Крупные беляны сплавлялись только вниз по реке, и срок их жизни был равен одному судоходному сезону. А вот беляны поменьше во-первых, могли разбирать, перевозить и собирать уже на другой реке (вспомним слово, давшее название нескольким населенным пунктам - "волок" - волочить, тащить), а во-вторых, нередко отправляли в обратный путь с новым грузом вверх по течению. Тянули судно бурлаки.

Расцвет использования белян пришелся на середину XIX века, а после, с развитием промышленности, добычи недр, стал закономерно спадать. Но согласитесь, сама идея перевозить груз, собранный в самостоятельное средство передвижения, и из сегодняшнего дня не кажется чем-то наивным, устаревшим и не заслуживающим внимания)

Подписывайтесь на блог, ставьте лайки, а мы вам еще расскажем интересного и покажем красивого ;)

Мария Крылова, Татьяна Костюхина, проект VZBRELO©