Найти в Дзене
Дневники Зеленого края

МиГ-29 часто называют "самолётом без побед". Это не так. Одну свою войну против Ф-16 он всё-таки выиграл, причем без единого выстрела.

Скоро исполнится сорок лет как в рядах ВВС Индии находится МиГ-29. Его считают "соавтором" одной из главных побед современной индийской армии. Фото ANI
Скоро исполнится сорок лет как в рядах ВВС Индии находится МиГ-29. Его считают "соавтором" одной из главных побед современной индийской армии. Фото ANI

МиГ-29 оказался самолётом, основная часть боевой карьеры которого пришлась на эпоху глобальных перемен в нашем родном Отечестве. Он начал массово поступать в войска и нашим союзникам в середине 80-х, когда в Союзе уже зарождались перестроечные процессы. Миговцы, во главе с главным конструктором машины, академиком Ростиславом Беляковым, делали воздушного бойца, способного на равных бороться со схожим по классу Ф-16 и уметь навязать бой более тяжелому классу истребителей, вроде Ф-15. Естественно, всё это должно было происходить в комплексе с другими системами: от развитых наземных служб, до установок противовоздушной обороны, спутников и самолётов дальней разведки. Именно в этом случае создатели гарантировали необычайно маневренной и красивой машине полное преимущество перед своим основным соперником, американским истребителем General Dynamics F-16 Fighting Falcon.

Это интересно: Индия нацелилась на "Спрут-СДМ-1". Наши плавающие танки уже помогли ей одержать одну из самых впечатляющих военных побед. Как это было...

F-16 считался главным соперником "Двадцать девятого" на исходе "Холодной войны". Пакистан получил "Боевых соколов" тогда же, когла МиГ-29 появились у Индии. За всё это время индийские пилоты ни разу не дали усомниться в преимуществе советской\российской машины. Фото
F-16 считался главным соперником "Двадцать девятого" на исходе "Холодной войны". Пакистан получил "Боевых соколов" тогда же, когла МиГ-29 появились у Индии. За всё это время индийские пилоты ни разу не дали усомниться в преимуществе советской\российской машины. Фото

На деле, Миг-29 пришлось участвовать в войнах, где противостоявшие ему вражеские ВВС имели даже не подавляющее, а абсолютное преимущество и любой его боевой вылет становился практически самоубийственным актом. Так было во время Первой Войны в Персидском заливе, когда саддамовские "соколы" совершали свои дерзкие перехваты под прицелом спутников, многочисленных АВАКСов и десятикратно превышавших по количеству самых современных истребителей антииракской коалиции. Потом эта история повторилась в Югославии, в 1999 году, с той лишь разницей, что преимущество натовских воздушных эскадр было ещё более впечатляющим. Всё это дало повод называть МиГ-29 "самолётом без побед", хотя сбитые ему записывали и на Ближнем Востоке, и на Балканах. Иракцы, к примеру, утверждали, что фатально повредили с его помощью американский стратег Б-52 и уничтожили два британских "Торнадо". Но историю, как известно, пишут победители.

Читайте ещё: Почему Алжир не боится? Новый военный мегаконтракт с Россией на 12 млрд долларов поддержит отечественный ВПК на долгие годы.

Однако стоило МиГ-29 оказаться в более комфортной среде, или хотя бы действовать на равных со своими основными соперниками, сразу многое менялось. Тем более, если лётчики соответствовали уровню машины. Так было, к примеру, со знаменитой 1-й эскадрильей тактического крыла "Штейнхофф" Люфтваффе Бундесвера. В неё влились несколько молодых лётчиков Народной Армии ГДР, прошедшие суровую процедуру люстрации и многочисленных идеологических проверок. Немцы знали свой МиГ до последнего винтика и выжимали из него такое, что у большинства бывалых летчиков на западных машинах во время учебных боёв с ними начинала кружиться голова. Об этом уникальном подразделении вы можете прочесть в нашей статье по активной ссылке. И есть у МиГа по крайней мере одна война, где во многом благодаря ему была одержана крупная победа. Причем в противостоянии с основным своим противником, истребителем Ф-16.

Это интересно: Сомнения Султана, или вот что "Искандер" животворящий делает. Как российская ракета одним присутствием усмиряет турецкую военщину

Немецким МиГам досталась не лучшая роль. На них натаскивали молодых пилотов НАТО, в том числе и перед войной против Югославии. К чести отечественного истребителя нужно сказать, что он никогда не был "мальчиком для битья" в учебных схватках. Чаще случалось всё ровно наоборот. Фото Бундесархив.
Немецким МиГам досталась не лучшая роль. На них натаскивали молодых пилотов НАТО, в том числе и перед войной против Югославии. К чести отечественного истребителя нужно сказать, что он никогда не был "мальчиком для битья" в учебных схватках. Чаще случалось всё ровно наоборот. Фото Бундесархив.

Читайте ещё: Чуть хуже "Искандеров" и точно лучше HIMARS. Гроза штабов и коммуникаций на дальних подступах. Модернизировнный робокомплекс "Торнадо-С"

Почти одновременно с началом бомбардировок Югославии, весной 1999 года полыхнул очередной пограничный конфликт между Индией и Пакистаном. На фоне событий в Европе этот инцидент, получивший название Каргильская война, особо никто не заметил. Но именно здесь МиГ-29 проявил свои самые лучшие качества. Пакистан сосредоточил на этом театре значительное число Ф-16, и выразил готовность осуществлять воздушную поддержку пропакистанским сепаратистам, вступившим в прямое военное противостояние с индийской армией в округе Каргил спорного штата Джаму и Кашмир. С индийской стороны в боях приняли участие две эскадрильи МиГ-29, полученных Индией ещё во времена СССР. Несколько раз пакистанские Ф-16 пытались прийти на помощь загнанным в ловушку повстанцам, которых безжалостно обрабатывала ударная авиация ВВС Индии. Но всякий раз они нарывались на МиГи, и те отправляли им электронное предупреждение об условном сбитии. Самолёты вроде даже устраивали карусели, в стиле "собачьих схваток". Но здесь у МиГа было заметное превосходство, да и индийские пилоты всегда старались держать марку.

Читайте ещё: Как оперялся "Адский Утёнок" Су-34. В войска пошёл обновленный вариант одного из самых востребованных и уникальных российских самолетов

Любопытно, что фактически все военные победы, одержанные индийцами в воздушных войнах после обретения независимости, связаны именно с нашими самолётами. И МиГ-29 не стал здесь исключением.
Любопытно, что фактически все военные победы, одержанные индийцами в воздушных войнах после обретения независимости, связаны именно с нашими самолётами. И МиГ-29 не стал здесь исключением.

По следу "Посейдона". Разведка США нашла "потерянную" АПЛ "Белгород" с ядерными дронами, но легче не стало. Лодка готовится к новому походу

Ф-16 так ни разу и не решились применить оружие, хотя индийцы постоянно провоцировали их и приглашали вступить в бой. В итоге, индийские ударные "Миражи", "Ягуары" и МиГ-27 спокойно закончили работу и индийская армия одержала очередную победу над Пакистаном. МиГ-29 был особо отмечен в докладе начальника индийской армии Бикрама Сингха, как средство, развязавшее руки индийским военным и защитившее их от внезапного удара ВВС Пакистана.

Это интересно: Противоракетный "Купол". Спутник "Космос 2363" окончательно сформировал передовую группировку российской ПРО. И это отличная новость

Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо!