Найти тему
Архивариус Кот

«Впечатление освежающее»

(«Гроза»)

Итак, наверное, последняя статья о «Грозе». Давайте попробуем посмотреть на финал пьесы, который я считаю очень важным, хотя, видимо, не все так думают: к примеру, авторы фильма посчитали излишним и «за ненадобностью» убрали (впрочем, ненужными для них оказались и Кулигин, и сумасшедшая барыня, и я только посмеялась, прочитав в Википедии статью о фильме, где прилежно пересказывается сюжет драмы без указания каких-либо изменений в экранизации).

Как действовала гибель героини на окружающих? Речь, разумеется, не о Борисе (да и когда он ещё узнает об этом!) Мне кажется, верно заметили мои комментаторы: «Борис Григорьевич там забудет, как Катерину и звали» или «Женится потом, как Мишенька Бальзаминов, на богатой, и будет, вытирая слезы платочком, изредка вспоминать "бедненькую Катю"».

После ухода Катерины появляются те, кто ищет её. Мы ещё раньше ясно увидели вдруг вспыхнувшее беспокойство Тихона, за которым чувствуется наконец-то прорвавшаяся любовь к жене: «Чего ж вы смотрели-то? Давно ль она ушла-то?.. Ну, что стоишь-то, беги!» Сейчас он, услышав от Кулигина, что «говорят, здесь видели», немного успокаивается: «Ну, слава Богу, хоть живую видели-то». Зато снова «во всей красе» проявляет себя Кабаниха (вот только мне не даёт покоя вопрос, почему она сама пошла искать невестку, что ею руководит: беспокойство за сына? стремление ещё раз унизить Катерину? или всё же вполне объяснимая для нормального человека тревога?): «А ты уж испугался, расплакался! Есть о чём. Не беспокойся: еще долго нам с ней маяться будет… Видишь, что она делает! Вот какое зелье! Как она характер-то свой хочет выдержать!»

После известия, что «женщина в воду бросилась», и для Тихона, и для Кабанихи всё ясно, но реагируют они по-разному. Тихон стремится к ней, возможно, надеясь спасти: «Батюшки, она ведь это! Маменька, пустите, смерть моя! я её вытащу, а то так и сам... Что мне без неё!» А маменька непреклонна: «Не пущу, и не думай! Из-за неё да себя губить, стоит ли она того! Мало нам она страму-то наделала, ещё что затеяла!»

Затем – реплики возвратившихся и видевших Катерину… И очень существенная авторская ремарка: несмотря на запреты матери («Прокляну, коли пойдёшь»), услышав о найденной утопленнице, «Кабанов бросается бежать; навстречу ему Кулигин с народом несут Катерину». Здесь уже, конечно, прослеживаются предвестники того яростного обвинения, которое вырвется у Тихона…

… Меня просили написать о Кулигине - наверное, единственном из героев «Грозы», которому я не посвятила статьи. Почему не посвятила? Просто не много могу сказать.

Конечно, Кулигин – из тех, кто пытается хоть как-то просветить это «тёмное царство», правда, без особого успеха («Ну, да ведь с тобой что толковать! Ты у нас антик, химик!»), но надеется на лучшее. Прожив более полувека, он не утратил умения видеть красоту вокруг себя и живёт мечтой «перепету-мобиль найти», причём полученные за открытие деньги («Ведь англичане миллион дают») нужны ему не для себя: «Я бы все деньги для общества и употребил, для поддержки. Работу надо дать мещанству-то. А то руки есть, а работать нечего».

Однако, как я уже писала, Кулигин, прекрасно видящий все ужасы происходящего вокруг, даже не пытается бороться с ними: «Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю».

А.И.Смирнов в роли Кулигина
А.И.Смирнов в роли Кулигина

Но гибель Катерины как будто пробуждает его, и его последние в пьесе слова уже звучат обличительно: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

Кулигин убежит, высказав это, думаю, сам испугавшись своих слов, но теперь осмелится поднять свой голос Тихон (об этом я уже писала).

Мне кажется, интересно здесь проследить за поведением Кабанихи. Внешне она, естественно, всё та же, непреклонная и уверенная в своей правоте – одёрнет кинувшегося к погибшей жене сына: «Полно! Об ней и плакать-то грех!» Однако обвинение, брошенное ей сыном, для неё явно неожиданно и несколько смущает: «Что ты? Аль себя не помнишь! Забыл, с кем говоришь!»

Но Тихон не успокаивается. Посмотрите, как автор выстраивает его реплики. Первая из них – «Маменька, вы её погубили! вы, вы, вы...» Ещё звучит привычное обращение к матери, одно указание на восклицание, многоточие в конце (как будто сам испугался своего порыва). Вторая же – короче и решительнее - «Вы её погубили! Вы! Вы!»

И тут уже купчиха несколько отступает – «Ну, я с тобой дома поговорю». Конечно, нетрудно представить себе этот разговор, который кончится, думаю, очередным запоем сына. Но сейчас ей важно несколько сгладить впечатление, и потому прозвучит обращение к народу «Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!» Автор подчеркнёт, что при этом она «низко кланяется», пытаясь, очевидно, хоть так сохранить какой-то «вид благочестия» («Ханжа, сударь!»)

Но за всем этим явно кроется осознание ею того, о чём Тихон скажет: «Всё наше семейство теперь врозь расшиблось». Ведь от города не скроешь ничего: ни истории с Катериной (вспомним её слова о «страме»!), ни побега дочери. Да и Тихон уже не тот. Случайно ли его слова «Дом мне опостылел, людей совестно, за дело возьмусь — руки отваливаются. Вот теперь домой иду; на радость, что ль, иду?» явно перекликаются с репликой Катерины «И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!»?

… Гроза разразилась над городом Калиновым. Изменится ли что-то в его жизни? Мне кажется, да, хотя, конечно, и не сразу. А пока – ушла из жизни Катерина, сама не сознавая, какое впечатление произведёт её гибель, ушла из дома Варвара; поднял голос против матери Тихон, впервые громко заговорил о жестокости нравов Кулигин…

«”Гроза” производит на нас впечатление освежающее», - писал Добролюбов. Да, наверное, это так. И вспомним: Аристотель в учении о трагедии говорил о катарсисе (очищении), считая, что трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его. Мне кажется, это в полной мере относится и к «Грозе».

****************

И ещё немного.

Роль Катерины исполняли многие выдающиеся и даже великие актрисы. Уже было отмечено и мной, и читателями, что часто героиня представляется зрелой женщиной, подобно тому образу, который создала в фильме 1934 года А.К.Тарасова:

-3

Сохранилось и высказывание самого автора, записанное А.А.Яблочкиной. Будущая легенда Малого театра весной 1886 года показалась Островскому на «пробе молодых сил» в роли Катерины во втором акте пьесы (кстати, она была последней актрисой в Малом театре, которую видел драматург). После показа Александр Николаевич сказал матери актрисы: «Какая же это Катерина с осиной талией!»

Тем не менее, многие актрисы играли и вовсе не «зрелую» героиню. Мне, например, кажется очень интересным исполнение роли Л.Н.Щербининой в спектакле 1977 года:

-4

Наверное, каждый видит Катерину Кабанову по-своему. И это тоже прекрасно.

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь

"Путеводитель" по пьесам Островского - здесь