Подвиг Михаила Девятаева не был единственным и уникальным в своём роде. За годы войны не менее десяти советских лётчиков совершили успешный побег из плена на угнанном немецком самолёте. Первым из них был Николай Лошаков.
Ему было всего 19 лет. 30 мая 1942 года окончил Краснодарскую Военно-авиационную школу пилотов, и с 18 ноября служил в 286-м истребительном полку (а затем – в 14-м) 13-й воздушной армии, которая обороняла Ленинград.
Официально – погиб, а на самом деле выжил
В своём 121-м боевом вылете, 27 мая 1943 года, на самолёте Як-1Б, Лошаков был сбит, спасся на парашюте, но попал в плен.
Сам Николай Кузьмич рассказывал об этом так.
«Над вражеской территорией мотор моего самолёта стал сдавать обороты. Ведущий группы дал указание, чтобы я вернулся на аэродром. Выполняя приказ, я пошёл обратно, в сторону Ленинграда. Вот тут и началось. «Мессершмитт» мне удалось убрать с подбитым правым мотором, но я оказался зажат в клещи двумя «фокке-вульфами». Самолёт они весь изрешетили, он загорелся. Я был ранен в левую руку и ногу, терял сознание, но выпрыгнул с парашютом».
О дальнейших событиях читаем в протоколе допроса Лошакова особистами, от 17.08.1943 года:
«Очнулся в воздухе от сотрясения. Увидел, что парашют раскрыт, что с моей левой руки и ноги течёт кровь. Потерял сознание. Очнулся, когда с меня стягивали шлемофон и шарили по карманам. Я увидел, что лежу на столе, покрытом белой материей, и меня обыскивают люди в немецкой форме, а рядом стоят русские люди в белых халатах – пленные медработники. Как оказалось, я находился в прифронтовом госпитале в деревне Войтолово».
Тем временем, свои записали Лошакова в погибшие: его родные получили похоронку со стандартной казённой формулировкой: «Погиб смертью храбрых 27.05.1943».
В плену на всех допросах Николай твердил немцам одно: «На фронт я прибыл недавно, и сразу был сбит», давая понять, что никаких ценных сведений сообщить не может. От побоев его спасло то, что лётчика посчитали слишком молодым, и поверили ему. Кто мог подумать, что на счету Лошакова уже 120 боевых вылетов!
«Эскадрилья изменников»
По словам Николая Кузьмича, он с самого начала искал возможности бежать из концлагеря, и обсуждал эту тему с товарищами по несчастью, с которыми познакомился в плену – Геннадием Кузнецовым и Михаилом Казановым, тоже лётчиками. Побег не состоялся: о разговорах друзей кто-то донёс охране, их посадили в карцер (называемый «партизанским домиком»), а потом раскидали по разным лагерям.
После войны Лошаков не раз встречался с Кузнецовым, и даже назвал сына в его честь.
Во время допросов молодого лётчика склоняли к измене Родине – говорили, что из русских пилотов сформируют эскадрилью, и предлагали вступить в неё. Николай Кузьмич вспоминал, что на его решение формально пойти на службу к немцам повлиял пленный майор Евгений Михайлович Банщиков. Он сказал, что есть смысл согласиться, чтобы потом сорвать планы гитлеровцев в отношении «эскадрильи изменников».
Николай согласился, и был переведён на немецкий аэродром близ города Остров. Получил относительную свободу передвижения, однако к самолётам его пока не допускали. Работал во вспомогательной службе.
Нашёл единомышленника, в лице пленного солдата танковых войск Ивана Александровича Денисюка, который работал заправщиком на аэродроме. Вдвоем они стали готовиться к побегу. Денисюк запоминал и пересказывал другу расположение приборов на немецких самолётах, достал ему в прачечной кое-что из обмундирования лётчика люфтваффе.
Полёт «аиста»
Как и Девятаев, Лошаков угнал самолёт, когда пунктуальные немцы пошли на обед. Этим самолётом стал не современный бомбардировщик с секретным оборудованием для ракет Фау-2 (как у Девятаева), а всего лишь скромный Fieseler Fi 156 Storch – лёгкий двухместный самолёт разведки, связи и целеуказания. Что, конечно же, никак не принижает значения подвига Лошакова.
Угнанный им «Шторх» («аист», в переводе с немецкого) обстреляли и немецкие, и (после пересечения линии фронта) советские зенитчики. Самолёт получил 9 пробоин, а Николай снова был ранен в ногу. Однако он смог благополучно посадить угнанный «Шторх» на своей территории, у деревни Бритино Новгородской области. Лошаков, Денисюк и третий присоединившийся к ним пленный (Георгий Зотов) пролетели на вражеском самолёте более 300 км.
Это было 11 августа 1943 года. В общей сложности, Николай Кузьмич провёл в немецком плену 76 дней.
Дома он свободу получил не скоро. По итогам следствия, Иван Денисюк получил 10 лет лагерей, а Николай Лошаков – 3 года. За то, что в плену согласились работать на фашистов, пусть даже и для того, чтоб найти возможность для побега.
Про третьего участника перелёта на «Шторхе» – Зотова – Николай Кузьмич упоминает лишь мельком, и его судьба неизвестна. Но, скорее всего, и его тоже посадили.
Однако в августе 1945 года Лошакова освободили по амнистии, правда, без снятия судимости. Реабилитировали его в ноябре 1958 года. Денисюк также был амнистирован и получил реабилитацию.
Везде пишут, что в плену Лошаков с риском для жизни прятал под бинтами, а затем под подкладкой свой партийный билет, и с гордостью предъявил его следователям после возвращения. Это не совсем так. Членом партии он тогда не был.
Незадолго до окончания КВАШП Лошаков стал кандидатом в члены ВКП(б). И в плену сохранил кандидатскую карточку, а не партбилет.
После реабилитации Николаю Кузьмичу пришлось восстанавливаться в кандидатах в члены КПСС. И только после восстановления кандидатского стажа он вступил в КПСС. Таким образом партбилет Лошакову был впервые вручён лишь в 1959 году.
В 1961 году о его подвиге написали в газете «Правда». Но ордена или даже медали за него Николай Кузьмич так и не получил.
Реакция Главкома ВВС маршала Вершинина на огласку подвига была несоразмерной.
Вот такой: (выдержка из его приказа №36 от 30 Марта 1961 года)
«...за стойкость и мужество, проявленные при нахождении в плену, и побег из плена на вражеском самолёте, бывшему лётчику 14-го гвардейского истребительного авиационного полка, ныне лейтенанту запаса Лошакову Николаю Кузьмичу объявить благодарность и наградить ценным подарком - охотничьим ружьём ИЖ-54».
Спасибо за внимание! Приглашаю подписаться и прошу порекомендовать мой канал Вашим друзьям в соцсетях ;–)
Читайте также: