Продолжим наше путешествие по местам пребывания Дедов Морозов, и побываем в Казахстане, Киргизии и Узбекистане с Таджикистаном...
И побываем в гостях у казахско-киргизского Деда Мороза по имени Аяз Ата и у Снегурки Ақшақара (и Аяз Гыз у таджиков). Так, что же присуще этим сказочным героям и откуда они родом?
Может с севера, или с востока? Наверное, их юрта оснащена по последнему слову техники, иначе, как им удаётся всего за одну ночь объехать/облететь всех и поздравить, сказав «Жана жылынызбен!»
А вы как думаете, откуда родом Аяз Ата и Ақшақар?
После распада СССР каждая страна начала работу по собственной идентификации Деда Мороза. Считается, что Аяз Ата – это дословный перевод, который звучит как Дедушка Мороз.
Этот персонаж появился как результат влияния западной культуры. Но у Аяз Ата есть своя история. И первым его так назвал поэт ХIХ века Абай Кунанбаев, когда он переводил русских классиков.
Вообще, празднования Нового года в зимнее время в степи не было. И как вы знаете, у тюркских народов есть Наурыз (Навруз). Но споры о происхождении Аяз Ата идут. Есть мнение, что его прототипом стал Коркыт-ата.
Казахстан отмечает Новый год дважды. Первый раз празднуется традиционный европейский Новый год, который наступает в ночь с 31 декабря на 1 января. Его жители Казахстана стали отмечать только с середины XIX столетия с приходом на казахские земли переселенцев-славян.
Во времена объединения республик в Советский Союз в Казахстане прочно закрепились многие славянские традиции, в том числе и празднование Нового года. Во второй раз казахский Новый год (Наурыз) отмечают уже по восточной традиции, и происходит это с 21 по 23 марта.
Казахи и киргизы праздновали этот праздник на протяжении многих веков, и сейчас эта традиция не утратила для них своего национального значения.
Резиденция казахстанского Деда Мороза располагается на берегу озера Боровое — это Жемчужина Казахстана, Казахстанская Швейцария, Страна Озер… Под Новый год гостей там встречают сказочные персонажи, а снежный дедушка Аяз Ата рассказывает истории о своих путешествиях.
В поместье казахстанского Деда Мороза можно прокатиться на оленьей или собачьей упряжке, и даже получит сертификат на успешное обучение в школе эльфов.
Ряжен Аяз Ата в национальный синий кафтан да сапоги. Традиционный внешний вид Аяз Ата напоминает Деда Мороза с его пальто, ботинками и длинной белой бородой. В частности, Аяз Ата часто изображается в шубе до каблука, в меховой шапке полукруглой формы.
Его часто изображают в длинных серебристо-голубых одеждах и короне в виде снежинки. А чтобы год был щедрым и урожайным, в доме во всю посуду наливаются молоко, айран, кумыс или просто родниковая вода.
До наступления праздника в домах чисто убираются и ставят 2 светильника — для того, чтобы отогнать зло и болезни от домашнего очага.
Хозяйки готовят кушанья, да гостей потчивают долгожданных. Ребятишки же ждут с нетерпением Аяз Ата с посохом волшебным, да бы тот подарки принёс скорее уже...
* * *
И если Аяз Ата пришёл от славян благодаря поэту Абаю, то узбекский (и таджикский) дедушка Турахон, что по легенде родом из Коканда, пришёл уже благодаря писателю Леониду Соловьеву и его чудесной повести "Очарованный принц" из цикла повестей о мудром и весёлом Ходже Насреддине...
И добрый дедушка Турахон, не смотря на своё по большей части литературное происхождение, не менее популярен теперь чем местный зимний Дед Мороз — Корбобо, и он тоже дарит детям подарки на Навруз, то есть на Весенний Новый год!
Напомню здесь легенду о Турахоне... Итак... ""Вслед за холодной зимой всегда приходит солнечная весна - только этот закон и следует в жизни помнить, а обратный ему предпочтительнее позабыть"...
"Поверье говорило, что в канун своего праздника дедушка Турахон ходит по дворам и разносит ребятишкам, достойным его внимания, подарки, оставляя их в подвешенных для того тюбетейках. Дети начинали готовиться к торжественному дню задолго до весны. Ещё дули пронизывающие ледяные ветры, ещё летел с мглистого неба сухой колкий снег, еще стояли чёрными, безжизненными сады и звенела под арбными колесами земля, превращенная морозом в камень, — а ребятишки стайками уже собирались по утрам за стенами, заборами и в других местах, укрытых от ветра, и с посиневшими, хлюпающими носами, ежась в своих халатиках и зажимая ладонями уши, вели степенные длительные разговоры о Турахоне.
Ребятишки знали с достоверностью, что он весьма разборчив, — получить от него подарок было делом очень хитрым и удавалось не всякому. Для этого за пятьдесят дней, предшествующих празднику, требовалось: во-первых, ни разу не огорчить родителей, во-вторых, ежедневно совершать какое-нибудь одно доброе дело, например — помочь слепому перейти мостик или донести какому-нибудь старику его поклажу, в-третьих, на эти пятьдесят дней нужно было отказаться от сладостей, что так соблазнительно красовались на лотках разносчиков, и накопить денег для покупки новой красивой тюбетейки (известно было, что дедушка Турахон не любит старых, засаленных тюбетеек и обычно оставляет их без внимания, делая исключение лишь для самых бедных детей).
В течение пятидесяти дней во всех семьях царили тишина и благонравие. Дети беспрекословно слушались, ходили на цыпочках и разговаривали полушепотом, боясь прогневить дедушку Турахона. Даже самые отчаянные шалуны превращались на это время в кротких овечек; не слышно было воплей, криков, не видно драк, игры в камешки и лихих скачек в развевающихся халатиках, с гиканьем и свистом, на спинах друг у друга.
А в канун праздника повсюду начиналась великая суета и беготня — таинственные встречи, пугливый шепот, учащенное биение маленьких сердец. Дело в том, что муллы весьма неодобрительно относились к этому празднику, а в иных местах — запрещали его совсем, что придавало ему в глазах юных почитателей Турахона еще большую заманчивость. Нужно было пришить к тюбетейке три ниточки: белую — знак добра, зеленую —знак весны и синюю — знак неба; затем, с наступлением ночи, тайно выйти из дому куда-нибудь в сад или виноградник и там повесить тюбетейку, стоя лицом к усыпальнице Турахона и не отрывая взгляда от созвездия Семи Алмазов..."
Обязательно прочтите повести о Ходже Насреддине, если не читали! И перечтите, если читали! Читайте всей семьёй! Особенно полезно такое чтение детям... Лично я перечитываю её чуть не каждый год...
* * *
Статья написана при участии Александры Д.
Подписывайтесь также на резервные каналы:
В Ютубе: www.youtube.com/...rng В Rutube тоже начал давать видео
Во Вконтакте https://vk.com/id197571089 Телеграме t.me/AsovAlex:
* * *
Заказать книги Александра Асова можно в Wildberries или в Ozon
Заказать книги Александра Асова можно в Читай-городе . Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси, а также "Сказания славян".