Говоря о котором я впервые по-настоящему боюсь сказать лишнее или даже просто намекнуть на финал — чем гарантированно испортить вам впечатление.
Поэтому буду предельно краткой. И ограничусь лишь тремя фактами, из-за которых, по моему глубокому убеждению, вам стоит увидеть это кино обязательно.
Во-первых, это Южная Корея. Страна, кинематограф которой в начале XXI века вдруг буквально ошеломил весь мир и продолжает восхищать поклонников неординарностью, мастерством и глубиной.
«Остров», «Весна, лето, осень, зима… и снова весна», «Пьета» Ким Ки Дука. «Олдбой», «Сочувствие госпоже Месть», «Решение уйти» Пак Чхан Ука. «Сквозь снег» и «Паразиты» Пон Джун Хо. «Поезд в Пусан» Ён Сан Хо. Эти имена и названия давно уже у всех на слуху.
И вот новое имя — Ли Иль Хён — запомните его. И новый блокбастер — «Помнить», который, как сообщает его российский прокатчик, компания «Про:взгляд», уже бьёт рекорды по кассовым сборам в своей стране. Кстати, в производстве этой картины, опять же по информации, предоставленной прокатчиками, принимала участие та же команда, что сняла «Поезд в Пусан», а это о многом говорит.
Во-вторых, сюжет. Свой план мести 80-летний Пиль Чжу вынашивал более полувека. Сейчас он, наконец, имеет возможность его осуществить. Но у него опухоль мозга — это раз. И болезнь Альцгеймера — это два.
Пиль Чжу понимает, что может всё забыть в любую минуту. И, чтобы подстраховаться, делает на своих пальцах татуировки с именами тех людей, кого ему нужно убить в ближайшие несколько дней.
Он уже не в состоянии самостоятельно вести машину. Поэтому ему придётся взять в заложники молодого коллегу и заставить его стать своим напарником.
Абсурдность происходящего подчёркивается ещё и тем, что осуществлять задуманное они отправятся на роскошном красном «Порше» с револьвером времён Квантунской армии, снабжённым глушителем, сделанным из пластиковой бутылки из-под содовой.
Вы спросите, что же такого страшного совершили те люди, что Пиль Чжу не может простить их, даже спустя столько лет? Главный герой ответит на этот вопрос уже в начале картины: по их вине погибли члены его семьи. А произошло это в годы японской оккупации Кореи.
— И последнее расширяет тему личной мести до проблем исторической памяти и исторической справедливости, — отметила на пресс-показе картины директор по развитию и PR компании «Про:взгляд» Надежда Красник.
Японской колонией Корея была с 1910 по 1945 годы. Историки отмечают, что в это время в стране наблюдался экономический рост, были заложены основы современной корейской индустрии, культуры, образования. Однако, по отношению к местному населению японские власти вели жёсткую дискриминационную политику.
Сегодня почти 80 процентов жителей Южной Кореи продолжают считать это время периодом геноцида корейского народа. А людей, сотрудничавших с японскими оккупантами, — коллаборационистами, заслуживающими судебного разбирательства и приговора. Без срока давности.
Признаюсь, до фильма я всего этого не знала. Картина побудила открыть для начала хотя бы Википедию. Но дело не в этом. Незнание каких-то конкретных исторических реалий не только не мешало пониманию фильма, но даже наоборот — способствовало более глубокому его восприятию: полному погружению в происходящее на экране и переносу его в нашу жизнь и нашу, отечественную, историю. Тем более, что схожих моментов в них, увы, более чем достаточно.
И, наконец, в-третьих. Качество. Всего. Сценария, съёмок, монтажа… Картина сделана в лучших традициях жанра кино-мести. Она не отпустит вас ни на минуту.
Вы поразитесь мастерству и красоте занятых в ней актёров. И сами не заметите, как история 80-летнего старика, от которой вы поначалу не ждали ничего, кроме скуки, настолько захватит вас, что 128 минут покажутся мгновением. И в то же время — из-за количества пережитого — чуть ли не веком.
Что же касается режиссёрских находок… Приведу лишь один пример — сцену, которая, на мой взгляд, является в картине одной из самых сильных и символичных. После аварии, когда главный герой забывает обо всём, кажется, уже окончательно, его подбирает на шоссе семья на автомобиле. Но месть ещё не завершена. И кто же напомнит ему о ней? Маленькая девочка, дочь владельцев машины, которая изучает китайский и попытается прочесть татуировки на его пальцах. Один из иероглифов, последний, и станет тем, что заставит героя — вспомнить, а зрителей — понять. Всё!
Предупреждаю, контузия будет. И посттравматический синдром. Но знаете, я вам ужасно завидую. Настоящей белой завистью. Потому что вам ещё предстоит испытать это потрясение. А мне во второй раз такого уже не пережить.
Вероника Милославская
На фото: кадры из фильма
P. S. Такой же свет, несмотря на непростую тему, оставляет в душе самая гуманная и глубокая философская притча из всех, виденных мной за последние несколько лет, — фильм «Земля кочевников». Почитайте о нём в моей статье «Ищу человека». И обязательно посмотрите.