Подумалось, что мы давно ничего не писали про якудза. А потому решили обратиться к фильму 1973 года «Битвы без чести и жалости» (в некоторых переводах «Борьба без правил»), которым японский режиссер Киндзи Фукасаку дал начало казавшейся бесконечной криминальной саги, более известной как «Дневники якудза».
В это динамичное повествование о криминальных нравах Японии входят также фильмы: «Смертельная схватка в Хиросиме», «Опосредованная война», «Полицейская тактика», «Последний эпизод». А кроме этого: «Новые битвы» и номерные «новые битвы» с подзаголовками «Голова босса» и «Крах босса».
Но нас интересует самый первый эпизод, так как он лучше всего характеризует замысел автора, коего нередко обвиняли в смаковании насилия. Криминальная эпопея возникла на волне «нового гангстерского кино», которое в США вышло из недр нуара, но было принципиально отличным от появившегося в конце 60-ых нео-нуара.
Фукасагу аналогичным образом решил дистанцироваться от агрессивного японского нуара 50-ых годов (вспоминайте «Молодость зверя» или «Ржавый нож»), показав мир криминала как безжалостный, беспринципный и лишенный какого-либо намека на романтику. Именно по этой причине почти везде главная роль отводилась обладающему внешностью «труженика» Бунта Сугавара.
В указанном фильме он играет демобилизованного японского солдата, который никак не может найти себя в мирной жизни. Особой трагичности добавляет, что дело происходит осенью 1945 года в окрестностях Хиросимы. Именно здесь на местном рынке завязалась нешуточная заваруха.
Американские солдаты попытались изнасиловать девушку (в отличие от нынешних японцев Фукасагу к оным относился без иллюзий), завязалась драка. В итоге она переросла в столкновение между фронтовиками и якудза – каждая из сторон весьма решительная. В драке Хиронто убивает одного из гангстеров. Самооборона не была «зачтена», а потому он отправился в тюрьму.
Пребывание в этом заведении не сделало его лучше, но обеспечило знакомствами в криминальной среде. А потому по выходу из заключения он оказался в составе одной из семей якудза. И далее действие превращается в один затяжной эпизод расправы. Меняются только жертвы. Якудза покидают мир сей с методичностью метронома.
Однако важным в кинокартине является не столкновение рядовых боевиков, входящих в разные семьи, а поведение криминальных боссов. Они лживы и лицемерны. Готовы унижаться, паясничать – лишь бы выкрутиться из неприятностей. Мол, милый Хиронто, убей такого-то. Когда ты выйдешь из очередного заключения, то мы сделаем тебя богатым и передадим тебе весь наш легальный бизнес.
Как можно догадаться – это слово никто держать не собирается. А «кодекс якудза» чтят только фронтовики, то есть данный «свод криминальных правил» используется как некая уловка. Что делает настоящий фильм весьма актуальным в наше время. Когда всё чащи и громче задаются вопросы относительно т.н. «договорянков» и «расторговок».