Карикатура в русской живописи заявила о себе лишь в начале ХIХ века. До того в ходу были народные сатирические картины (лубки, «фряжские листы», «немецкие потешные листы»). Наиболее известны из них «Как мыши кота погребают», «Шемякин суд» или «Повесть о Ерше, Ершове сыне, Щетинникове».
Единичны случаи появления карикатур на врагов, с которыми Россия воевала в XVIII веке. Например, в эпоху императрицы Елизаветы Петровны появились изображения казаков, «побивающих» нагайками «толстых» немцев.
Русский изобразительный юмор был сдержан в выразительных средствах и скуп на сюжеты – в отличие от современного ему французского и английского. Почему?
Одна из причин заключалась в исторических условиях и цензурных запретах. В указе от 21 января 1723 года содержалось требование изображать «искусно» императорские персоны. А указом от 18 октября 1744 года повелевалось представлять рисунки на утверждение епархильным архиереям во избежание низкокачественных изображений святых.
В 1808 году художник Алексей Гаврилович Венецианов попытался было издавать первый в России иллюстрированный сатирический «Журнал карикатур на 1808 год в лицах». Но издание быстренько прикрыла цензура из-за недовольства Александра I гравюрой «Вельможа».
Всё изменилось, когда грянула «гроза двенадцатого года». Она ясно дала понять: врага не сдержать только усилиями армии. Требовалась мобилизация всего общества. На этот призыв быстро откликнулись и художники, сумевшие выразительную и понятную всем форму. Так появилась политическая карикатура 1812 года. Или «летучие листы», по тогдашнему наименованию.
Создателями лучших произведений стали уже имевший опыт Алексей Гаврилович Венецианов и график Иван Алексеевич Иванов. Но самым деятельным оказался скульптор, график и гравёр Иван Иванович Теребенёв (1780–1815). Он мгновенно почувствовал действенность графики в общей борьбе. Известность ему принесли 43 листа в красках в двух изданиях, дешёвом и дорогом, выпущенные им 1812 году. Они мгновенно становились популярными, находя многочисленных подражателей.
Именно Теребенёв выступил с инициативой создания своеобразной детской азбуки. Она появилась в Петербурге в лавке книготорговца, издателя и типографа В.А. Плавильщикова в январе 1815 года. Футляр с виньетками и датой цензурного разрешения «1814 года декабря 30 дня» содержал 34 карточки. Оригиналами для них послужили гравюры всё тех же А.Г. Венецианова, И.А. Иванова и И.И. Теребенёва. Карточка несла не только изображение, но и двустишие, соотнесённое с определённой буквой русского алфавита.
Теребенёву же политическая карикатура России обязана своим становлением. Художник ушёл из жизни в расцвете творческих сил, успев сделать очень многое и став самым ярким представителем династии художников Теребенёвых. Иван Иванович скончался от простуды 16 января 1815 года, за несколько дней до поступления «Азбуки» в продажу.
Читайте также:
«Наша Бёмиха». Об авторе популярных открыток