Здравствуйте, уважаемые читатели! Паблик #КнигаРастений вновь с вами, и сегодня мы побываем там, где люди появляются редко. На дне Мирового океана, чтобы рассмотреть тамошнюю флору. Конечно, там и фауна порой сидячая встречается, но мы будем крайне внимательны и осторожны, чтобы не спутать одно с другим.
В океане не найти привычных нам голосеменных и покрытосеменных растений (за исключением немногих морских трав), там растут (и дрейфуют в толще воды) гораздо более примитивные существа. Основным их отличием от высших растений является отсутствие высокоорганизованных тканей и вегетативных органов. Тело их называется талломом, и, как понятно из названия, водоросли не могут расти вне воды (разве что микроскопические в самых сырых местах суши).
Пока мы спускаемся на дно, можно увидеть (при наличии увеличителя) в толще воды миллионы и даже миллиарды крошечных существ, которые жадно фотосинтезируют и столь же жадно пожираются всеми теми, кто не охотится по-настоящему. Зелёное скопище называется фитопланктоном. Наиболее известными из фитопланктона являются диатомеи - всегда одноклеточные (редко колониальные) микроскопические ребята, покрытые панцирем из кремнезёма. Панцири эти потрясающе красивы, если, конечно, удастся их рассмотреть.
Попутно рассматривая литораль (часть побережья, которая затапливается водой во время прилива и осушается во время отлива), можно заметить красные водоросли вида хондрус курчавый, или ирландский мох. Слоевище разветвлено и напоминает как раз мхи. Ирландцы, да и вообще рыбаки, жившие на побережьях Северного Ледовитого и Атлантического океанов, порой собирали эти водоросли и готовили из них салаты и похлёбки. Вкус, конечно, на любителя, да и штука эта слизистая, но еда есть еда. Потом из них начали делать вещество, которое используют для желирования различных блюд - карраген. Кстати, красные водоросли содержат хлорофилл, как и все остальные, но у них есть и свой собственный вариант этого пигмента, а цвет им придают фикобилины: они улавливают свет другой длины волны, чем хлорофилл, и передают ему энергию. Это позволяет красным водорослям жить на довольно большой глубине, куда доходит меньше света, поглощаемого хлорофилллом.
В океане можно встретить ещё и бурые водоросли, например, представителей рода Ламинария, которые имеют некоторые признаки деления таллома на ткани, но всё-таки не особо выраженные. Они растут на глубине до 10 метров и с удовольствием поедаются всеми, кто сможет их выловить, а кусочки слоевища в виде консервов попадают и на российские столы. Морскую капусту с неявно выраженным йодистым вкусом пробовали многие, и многим она очень нравится. К тому же классу относятся и печально известные саргассовые водоросли, которые людям крайне не нравятся. Саргассы разрастаются в тёплых морях и прикрепляются ко дну не очень крепко. Эти слоевища, имеющие наполненные различными газами пузыревидные образования, часто отделяются от субстрата и по воле океанических течений сбиваются в огромные скопления, которые сильно замедляют продвижение даже современных судов, а о парусных и говорить нечего. Одно из таких пятен находится в Саргассовом море, в Бермудском треугольнике. Погода там тоже довольно безветренная, так что корабли там порой застревали надолго, так что команда и вымереть могла без воды и пищи.
Ещё один крупный отдел водорослей -зелёные. Уж их-то легко отличить от всех других по ярко-зелёному цвету слоевищ (да, батрахоспермум из отдела красных водорослей тоже ярко-зелёный, но ему так удобнее, и вообще он в пресноводных лужах обитает, ему не нужно приспосабливаться к глубине). Самыми полезными для человека являются представители рода Ульва, или «морской салат». Их слоевища тоже прикрепляются ко дну тёплых морей и радостно фотосинтезируют, но иногда обрываются и не менее радостно продолжают жить, фотосинтезировать и размножаться. Если такой кусочек прибьёт к поселению мидий, они могут его закрепить, и тогда он как бы укоренится снова. Эта водоросль легко размножается вегетативным путём. Люди собирают эти радостно фотосинтезирующие талломы и радостно готовят из них всякие закуски. Хлорелла вот есть ещё, но она к одноклеточным относится, и её пока есть особо не получается, хотя её запихивают в подводные лодки, чтобы она там воздух от углекислого газа очищала.
Ну, похоже, пора выбираться на сушу. В воде, конечно, интересно, но мы с вами пока не умеем фотосинтезировать, нам атмосферный кислород нужен. Спасибо, что прочитали очередную статью, и спасибо, что остались с нами до следующей!