В одном научном сборнике попался материал, посвященный портрету известного государственного деятеля начала XIX в. М.М. Сперанского работы неизвестного художника, хранящемуся в Лермонтовском музее-заповеднике «Тарханы» (А.А. Сахаров, Н.В. Сухова «К портрету М.М. Сперанского»). Главное внимание авторов материала привлек изображенный на портрете орден на шее у персонажа, точнее – его лента. По мнению авторов статьи, висящий на шейной ленте крест относится к ордену Св. Владимира, а сама лента при этом – к ордену Св. Георгия. Чего, разумеется, по идее не может быть, потому что не может быть (практически) никогда.
Я, конечно же, сразу нашел этот портрет (к самой статье в сборнике почему-то не было иллюстрации). Вот он. К сожалению, качество снимка не блестящее, но лучше не нашлось
Достаточно подробно описав знаки обоих упомянутых орденов и придя к выводу, что крест на шее Сперанского на портрете владимирский, а лента таки георгиевская, авторы статьи последовательно рассматривают несколько версий, способных объяснить это неординарное явление.
Прежде всего авторы вспоминают случай 1914 г., когда начальник канцелярии Военного министерства генерал-майор А.С. Лукомский за успешное проведение мобилизации получил уникальную награду – «ленту ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия к имеющемуся у него ордену Св. Равноапостольного Князя Владимира 4-й степени». Не может ли в случае со Сперанским иметь место аналогичное награждение? – задаются вопросом авторы материала и отмечают, что нет, какие-либо данные о подобном награждении Сперанского отсутствуют.
Следующим предположением стала версия о том, что странное совмещение ленты и знаков разных орденов стало следствием неквалифицированной реставрации портрета. Но нет, имеются сведения о том, что портрет за время существования подвергался реставрации лишь один раз – в 2018 г., и имеющиеся его фотографии до реставрации свидетельствуют, что и лента, и знак были такими изначально.
В результате авторы статьи останавливаются на третьей версии – что рассматриваемый казус стал следствием ошибки копииста (в качестве какового, возможно, выступал крепостной художник), который, снимая копию с некоего оригинального портрета Сперанского «заменил» незнакомую ему владимирскую ленту на знакомую георгиевскую.
На мой взгляд, все гораздо проще. Подчеркну, что версия, которую я выскажу ниже, не является плодом моей уверенности, а также лишь еще одним предположением.
Посмотрим еще раз на орденские ленту и знак, находящиеся на шее Сперанского на портрете из Тархан.
Восприятие ленты на портрете как георгиевской мне представляется ошибочным. Во-первых, более светлые (не черные) полоски на ней не желтые или оранжевые, как на георгиевской, а вполне себе красные, как и положено на владимирской. Во-вторых, по краям ленты, на внешней стороне черных полос на портрете отсутствуют узкие каймы желтого/оранжевого цвета, которые должны быть на георгиевской ленте и на большинстве портретов хорошо видны
Итак, для меня очевидно, что на портрете Сперанского из Тархан знак ордена Св. Владимира висит на своей законной, владимирской ленте.
Откуда же взялась черная полоска в середине, смутившая авторов упомянутой статьи и заставившая их принять ленту за георгиевскую?
Думаю, причина этого заключается в том, что владимирская лента в данном случае сдвоена, в результате чего две (или, скорее всего, одна и та же) ленты идут параллельно друг другу. Подобно вот этому
Или, скорее, вот этому – внахлест
При этом должен признать, что аналогичных случаев крепления данной ленты на других портретах М.М. Сперанского мне найти не удалось – везде, где он изображен с шейным знаком ордена, лента написана обычной, одинарной
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.