Найти тему

"Мне очень нужен английский"

Был у меня ученик Гена, который пришёл ко мне на занятия в конце седьмого класса. Мальчик очень разносторонне развитый и активный. И умный. Сначала мы за два месяца пытались подготовиться к поступлению в восьмой класс, который был профильным: математика и английский. То есть Гена ходил в мае-июне на занятия ко мне и к репетитору по математике.

В конце июня были экзамены по этим предметам. Надо было написать не ниже 7. Математику он и написал в итоге на 7. А английский - на 6. Для теста по грамматике это хорошо, если учитывать, что грамматику по иностранному языку дети в белорусских школах почти не учат - это не входит в коммуникативную методику обучения иностранным языкам.

Подвели Гену невыученные три формы глаголов. То есть на каждом нашем занятии он мне клятвенно обещал выучить те глаголы, которые я ему задавала. Сначала всё шло хорошо. И Гена выучил и рассказал мне ровно половину глаголов, которые изучаются в течение седьмого класса. По секрету скажу, дети начинают их изучать ещё в пятом классе, поэтому сначала всё шло хорошо, ибо было легко. Но потом у Гены стали появляться неотложные дела, которые мешали ему учиться: надо было срочно посидеть с младшим братом, пока родители были на работе, надо было срочно выгулять собаку, надо было заехать к бабушке и помочь ей по дому. Я, конечно, обратила на эти срочные дела внимание мамы и даже пригласила её на личную беседу, но мама лишь заметила, что понимает, что за два месяца качественно подготовиться, может, и не получиться, но почему бы не попробовать?

Скажем так, претензий ко мне со стороны мамы не было. Скажу сразу, что Гену в профиль не взяли. Было, конечно, жаль. По итогам первой четверти у Гены по предмету "английский язык" стояла "8", чему он был очень рад, так как за весь седьмой класс у него ни в одной из четвертей не было восьмёрок. Мы решили, что раз Гена такой способный мальчик, то и к изучению английского надо подходить ответственно. А именно, я предложила устранить пробелы в знаниях Гены по английскому языку за прошлые годы и доучить-таки эти неправильные глаголы.

Работали мы хорошо, обучение продвигалось быстро. Я, прям, нарадоваться не могла. У Гены за некоторые четверти стали проскакивать уже и девятки. За восьмой класс у Гены по английскому было "8", за девятый - "9". Время от времени у Гены появлялись срочные дела на подобие тех, что я упоминала выше. Но ещё Гена был спортсменом-легкоатлетом и участвовал во всех соревнованиях, которые проводила спортивная школа. Но и честь своей обычной школы он тоже защищал. Кстати, первые места занимал обычно. Очень редко второе или третье.

Но в девятом классе активный Гена вступил в такую молодёжную организацию, как БРСМ, поскольку энергия так и била в этом юноше ключом. К слову сказать, Гена был очень симпатичным юношей: мама белоруска, а вот папа болгарин. И девочки так и вились вокруг него. Да, что уж там! Гена учился на 8, 9, 10 (но, к сожалению, не в профиле, хотя мог бы) и "висел" на доске почёта. Поэтому этому почётному юноше предложили "охранять" вечный огонь в военно-историческом комплексе нашего города. И не только "охранять" (это называется "пост памяти" у нас), но и вести экскурсии в одном из музеев нашего города. По истории у Гены была, как можно догадаться, крепка "9".

Для того, чтобы провести экскурсию, надо было хорошо изучить материал. И ответить его начальнику поста. Плюс длительные маршировки. Плюс соревнования по лёгкой атлетике и все остальные, в которых Гена принимал участие. И в конечном итоге Гена заступил на месяц на пост памяти. Ах, да... Он ещё иногда болел. То есть наши уроки по английскому языку стали пропадать. Регулярно и сразу в большом количестве.

Три формы английских глаголов учились, учились и никак не могли выучиться: то "времени не хватило на них", то "не успел: после школы то классный час, то информационный, то факультативы", то "в учебнике уже списка неправильных глаголов не было".

Транскрипция новых слов тоже перестала записываться в словарь. То есть какие-то слова Гена учил с правильным произношением, а какие-то - нет. Причины см. выше. Ну, и словаря переводного не было дома. И это в 9-то классе! Ладно, печатного словаря нет - не проблема! Есть словари в электронном виде. Но "их названия куда-то потерялись", "нет мобильного интернета" (это у меня, но дома-то есть!). И словарь для записи иностранных слов тоже стал периодически "исчезать". В последний раз его съела собака Гены (милая, очаровательная такса, которую надо было срочно и регулярно выгуливать, помните?). А вместе с пропадающим словарём постепенно улетучивались и слова из памяти Гены: их ведь повторять надо периодически. И да... В школе-то ведение словаря вот уже не меньше шести лет как необязательно.

И вот в этом году Гена уже учится в 10 классе. На первый урок он не пришёл, так как он ещё не настроился на учёбу. Ладно, первая неделя сентября.

На втором уроке (по моему расписанию) и на первом уроке у Гены он мне сказал, что ему очень нужен английский. Гена собрался поступать в один из вузов страны, только не решил пока, куда: в лингвистический вуз в столице или в наш местный вуз на экономиста.

- Хорошо, - говорю я Гене. - А ты родителям об этом сказал.

А сама думаю, что надо бы с Гениной мамой этот момент обсудить. Одно дело просто язык изучать, а совсем другое к вступительному экзамену готовиться.

- Конечно, - ответил Гена.

Тогда я ему сразу даю для ознакомления тесты для подготовки к ЦТ. Толстый такой сборник, который хорошо бы вдоль и поперёк проработать, чтобы экзамен нормально сдать.

- Ой, да тут сложно как-то, - говорит Гена. - И слов много незнакомых.

Да уж, слова надо регулярно учить, а не словарь бесконечно терять.

- А Вы знаете, Фрау Мюллер, я сейчас ещё и работаю.

У меня, видно, читался немой вопрос в глазах, потому как Гена продолжил:

- Я продвигаю товары разных фирм через один сайт. В месяц выходит около 400-500 бел. рублей (около 200 $ примерно).

Для ученика десятого класса это очень внушительная сумма на карманные расходы.

До конца месяца больше у нас с Геной занятий не было. Зато пришли от него две СМСки.

Первая СМСка пришла за пару часов до начала нашего третьего урока:

- Фрау Мюллер, добрый день.
Меня сегодня не будет на занятиях.
Я уезжаю с командным составом караула в горисполком.

Спрашиваю про перенос урока, который пропадает. В ответ получаю следующее:

- Мне нужно посмотреть расписание моих занятий с караулом.
Вы не против, если я вам вечером отвечу, как приеду?

Жду ответ несколько дней. Спрашиваю, что же Гена решил: он ведь поступать в вуз хочет, ему "английский очень нужен" для поступления. Пишу, что в субботу есть одно свободное место (заболел один ученик, и получилась форточка). Но Гена не может ни выходные, ни в начале следующей надели. Ладно, не получается перенести, значит, не получается.

В пятницу у нас по расписанию должно быть занятие, но опять не судьба.

За два часа до начала урока приходит вторая СМС (орфография и пунктуация Генина):

- Фрау Мюллер, здравствуйте. Извините, но у меня форс-мажор...
Я ведущий на концерте в школе посвященный дню учителя, с которым я вас искренне поздравляю) Желаю вам всего самого наилучшего и благополучия вашей семье!
Но меня предупредили только сейчас о том,что концерт будет и для 2 смены...
Видимо сегодня я также не смогу прийти (начинается в 17:20),а сейчас у меня тренировка.

Благодарю за информацию и пишу маме Гены. На всякий случай высылаю ей скриншоты Гениных сообщений (мама должна быть в курсе событий, так как это она оплачивает Генины занятия). Надо бы у мамы узнать, что она думает по этому поводу, ведь, возможно, и, правда, надо готовиться к ЦТ.

Мама в курсе отмены занятий. Просит перенести занятие на воскресенье. Но воскресенье - мой единственный выходной. Поэтому я отказываюсь.

- Да, у него очень загруженные дни: он начальник караула и в активе класса. Я ему уже сказала, что нужно что-то отметить.

Что тут сказать? Мама, безусловно, права: что-то нужно отменять.

Пишу маме, что, если Гена захочет позаниматься, я поищу для него время и место, но не в воскресенье, и это будут уже разовые занятия. А пока я убираю его из расписания, поскольку он больше не ходит, чем ходит. И, на всякий случай, говорю, что перед тем, как прийти позаниматься, стоит уточнить, есть ли свободные места. 

Кроме всего прочего, обращаю внимание мамы Гены, что, если Гена хочет сдавать английский язык при поступлении в вуз, уже сейчас надо готовиться. И лучше всего делать это ежедневно. А это значит, что надо ОЧЕНЬ МНОГО ЗАНИМАТЬСЯ И УЧИТЬ. И добавляю, что, если он так будет ходить на занятия, то он не сдаст английский язык на приличный балл. Пока наше обучение вообще не двигается вперёд, а экзамен очень сложный.

Мама поблагодарила за разъяснения и обещала поговорить с сыном.

Итак, Гена больше на занятия ко мне не приходил. Наверное, "отменить" из-за его плотного графика всё-таки решили английский.

P. S. Лично я нормально отношусь к таким ситуациям, и к Гене моё отношение никак не поменялось. Поскольку лучше честно ответить себе на вопрос, надо тебе это или не надо, чем жить той жизнью, которую тебе навязали другие.

А у Вас, уважаемые коллеги, были такие "Гены"?

Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!

#английский язык

#репетитор

#ученик

#подросток и выбор профессии