— Вот Вадьке повезло, у него предки хоть и с прибабахом, но мировые… — рассуждали в нашей детской компании много лет назад и, честно признаюсь, ужасно Вадьке завидовали. Причем не потому, что предки «мировые» — и не выедают Вадьке мозг насчет воспитания, а именно из-за этого «прибабаха».
Ну ладно, не буду дальше интриговать, раскрою, так сказать, основную сюжетную линию…
ВАдькины предки были дикими, просто фанатичными туристами. Не теми, кто едет по путевке в санаторий, и даже не теми, кто ежегодно дикарями штурмует южные пределы, стремясь отвоевать у таких же дикарей койку за рубль на веранде и кусочек пляжа.
Они при малейшей возможности собирали рюкзаки, Вадьку и отправлялись в неизведанные, как нам в детстве казалось, дали. В рассказах Вадика фигурировали дико притягательные названия — Алтай, Карелия, Урал…
Он знал, как надобно правильно варить кулеш и пробовал вовсе фантастический деликатес — запечённую в глине рыбу, причем рыбу, пойманную, по его словам, практически собственноручно.
Он умел укладывать рюкзак чуть ли не больше него самого по размеру и гордо тащил его к старенькому «Москвичу», на котором семейство добиралось до ест назначения в огромном еще тогда СССР.
Бабульки, прочно обосновавшиеся на лавочке у подъезда, как раз и запустили в народ определение — « с прибабахом», и, когда ВАдиковские родители их не слышали, вовсю жалели бедного мальчонку — ведь вместо того, чтобы отдохнуть или поучиться чему, он мотался с этими непутевыми по всей стране, неприкаянный…
Только, знаете что?
Он был одним из самых воспитанных детей во дворе и один из самых прилежных (и успешных) учеников в школе.
Он не пакостил и никого не задирал. Мог дать сдачи, но как-то вот спокойно, не впадая в раж. Если вся компания собиралась на довольно опасное (с точки зрения целостности организмов) приключение, то незаметно вроде как, мог от него отговорить — причем аргументированно.
Как получалось — непонятно (ну, тогда было непонятно). Сейчас-то ясно — опыт путешествий с родителями очень рано научил его правильно оценивать ситуацию, и как раз этот опыт давал ему спокойствие, уверенность в себе среди компании малолетних шкетов и делал этаким неформальным лидером — который никому не навязывался, но к которому прислушивались.
Вспомнил о нем, читая комментарии к предыдущей публикации. Там мелькнуло, что только физические наказания помогают многим детям сохранить жизнь и здоровье — мол, страх перед наказаниями держит их от глупых поступков.
Так вот, Вадьку не наказывали (в отличие от многих из нашей компании). Его, как мне кажется, даже не ругали.
А вот общения с родителями во время походов, постоянных объяснений их и их же собственного примера — ему хватало.
Не думаю, что родители это делали специально (тогда особой моды на воспитание-то именно такое не было). Просто ребенок жил в кругу интересов семьи, и от него не отмахивались а, наоборот, он стал их частью. И он набирался опыта не со слов, которые противоречили поступков, а наблюдая за действиями взрослых. Учился оценивать ситуацию, учился действовать так, чтобы ни себе, ни кому-либо еще не навредить. Принимать решения и нести ответственность.
Может, это-то вернее, чем наказания?
Дорогие друзья, так как пишу я не только в Дзене и не только о детях, то скромно сообщаю — меня можно найти в Телеграме и во Вконтакте. Темы там не детские, но кому-то могут быть интересны.