Добрый день, дорогие читатели.
Эта статья родилась под влиянием цитаты из книги американской певицы, писательницы, поэтессы и художницы Патти Смит "Просто дети" - одной из самых интересных и впечатляющих книг для меня. Так как цель нынешней публикации не обсуждение книги, то я позволю себе не останавливаться на сюжете. Напомню лишь, что это автобиографическое произведение, рассказывающее историю взаимоотношений Патти Смит и фотографа Роберта Мэпплторпа. Кратко о "Просто дети" и ее авторе можно прочесть в этой публикации из рубрики "Разговоры о книгах".
Итак, обратимся к цитате, послужившей основанием для написания статьи:
"К Пасхе Роберт купил мне в подарок белое платье, но вручил его мне еще в Вербное воскресенье, чтобы я не так печалилась. Это было рваное викторианское "платье для чаепитий" из батиста. Я влюбилась в платье и носила его дома - хрупкие доспехи, хоть какая-то защита от зловещих знамений 1968-го."
Цитата из книги "Просто дети" Патти Смит.
Платья для чаепитий вошли в моду в последней трети XIX века в Великобритании и оставались актуальными примерно до 1930-х годов XX века. В некоторых блогах, посвященных моде, принято писать, что это прообраз "домашнего халата". В целом, это мнение верно, потому что изначально подобные платья надевали для пятичасового чаепития в кругу семьи и самых близких друзей. Однако, к началу XX столетия дамы использовали платья для чаепитий в том числе и для небольших садовых приемов, на которые приглашали не только друзей, но и знакомых, что породило их второе наименование "платья для лужаек".
Общепринятые правила моды не распространялись на "чайные" платья. Они были освобождены от корсета, были более свободными и позволяли своей хозяйке чувствовать себя комфортно и раскованно. Платье часто предполагало длинные рукава и воротничок-стойку, но можно встретить варианты с короткими рукавами и достаточно выраженным декольте.
Наиболее часто встречающаяся длина такого наряда - это миди или макси со шлейфом.
Существует мнение, что вдохновением для создания "чайного" платья послужило японское кимоно.
Чаще всего для таких нарядов использовались легкие летящие ткани, приглушенных пастельные оттенков, но встречаются и черные платья для чаепитий.
В начале XX века фасоны платья для чаепитий и бальных нарядов все больше сближаются.
Модницы украшали платья вышивкой, кружевами и бантами, но сильно усердствовать в декоре такого довольно интимного элемента гардероба считалось неприличным.
В США платья для чаепития популяризировала модельер Джесси Франклин Тернер.
В сети можно найти множество фото различных фасонов и расцветок викторианских платьев для чаепитий, также их довольно часто можно встретить в кинофильмах, описывающих события соответствующего исторического периода, и в изобразительном искусстве. Достаточно вспомнить некоторые наряды Розы Дьюитт Бьюкейтер из легендарного "Титаника" или довольно растиражированную картину "Чайные листья" кисти Уильяма Макгрегора Пэкстона.
Но лично мне показалось интересным отыскать вариант, который подходил бы к описанию, которое мы встречаем в книге "Просто дети". В цитате нет четкого указания на фасон платья, то есть длина рукава и форма декольте могут быть различными но Патти Смит называет платье "хрупкими доспехами", что может свительствовать о его относительной закрытости. В качестве материала обозначен батист.
Под описание теоритически могло бы подойти белое батистовое платье начала XX века, декорированное кружевом, как на фото ниже:
Либо возможен более легкий, воздушный и романтичный вариант из тонкого батиста с флоральной вышивкой гладью белым по белому и кружевом:
Оба наряда не только передают саму суть очарования "чайного" платья, но и, как мне думается, способны неплохо проиллюстрировать настроение цитаты.
Вполне возможно, что это не последняя публикация, основой которой становятся интересные цитаты или открывки художественных и автобиографических произведений, ведь книги, как и кино, отражают мир, в том числе и мир моды и красоты. Возможно даже, что подобные публикации могли бы превратиться в очередную рубрику для канала.
Что же касается "чайных" платьев, то сейчас их стилизованную под оригинал версию чаще всего используют коллекционеры кукол для создания уникальных образов для своих экспонатов и представители субкультуры "Лолита", особенно популярной в Азии, а модернизированные варианты миллионы девушек и женщин примеряют каждый день, собенно летом.
Спасибо, что прочли мою статью, надеюсь вам было интересно. Буду рада новым читателям/подписчикам, а также комментариям по теме публикации.