Курьер Яндекс.Еды может получить штраф за нарушение правил Сервиса не нарушая его. Вернуть деньги возможности у курьера нет. Зачем Сервис это делает, постараемся разобраться в этой статье.
Прежде всего нужно понимать, что Яндекс.Еда очень часто придумывает штрафы курьерам. Чаще всего просто выставляя нереальное время до ресторана или клиента. В основном, до ресторана.
Почему это происходит, разберем в другой раз. Но одной из причин является, что Штрафы позволяют уменьшить доходы курьера, а значит заставить курьеров больше работать.
Основная задача Яндекс.Еды чтобы, с одной стороны, как можно больше курьеров выходило на смены и работало как можно больше времени, а с другой, платить курьерам как можно меньше денег.
Чем больше курьеров вышло на слоты, тем меньше спрос и тем меньше коэффициент спроса, а значит можно меньше платить курьерам денег.
Из моего опыта самый частый штраф - это опоздание к клиенту или в ресторан. Но если этот штраф можно обжаловать, если сделать скрины и доказать, что сроки были нереальными.
Нереальные сроки доставки - это частая история в Яндекс.Еда, и, честно говоря, если я опаздываю на 2-3 минуты, я даже не спорю. Нервы дороже, да и это случается очень часто.
Если ты несколько дней не опоздал - это рекорд и удача. Особенно зимой, как сейчас. Сервис вообще не учитывает, что ходить сложнее, что есть светофоры и т.д.
Но есть другой штраф - штраф за то, что ты взял заказ, но не доставил его. Его обжаловать нереально.
За все время моей работы мне его выписывали дважды. Причем оба раза доказать ничего не удалось.
Расскажу про эти случаи подробнее.
Случай №1. Я застрял в лифте
Я доставлял заказ и пришел к клиенту. Когда был у клиента пришел новый заказ, я его принял, после чего поднялся к клиенту и отдал заказ.
Я НИКОГДА не ставлю отметку в приложении Яндекс.Про, что отдал заказ пока не выйду на улицу.
Почему я не меняю статус в подъезде
Причина для этого простая: можно долго выходить на улицу, иногда до 3-4 минут, а то и больше, но это не учитывается при расчете времени до ресторана. К тому же во многих домах просто не ловит Интернет.
Вернее Яндекс.Про считает, что Интернета нет, а он есть. Кстати, телеграм-бот Яндекс.Еды тоже так считает. То есть вы можете получить сообщение от телеграм-бота, что вам пришли заказы, но в приложении они не придут. Всё потому, что приложение не ловило сеть, а вот бот в Телеграм работал потому, что сеть ловил.
Именно поэтому я всегда меняю статус "Отдал заказ" у входа в подъезд или у дома. Аналогично я никогда не ставлю статус "У клиента" в подъезде, а только у дома или у подъезда. Приложение Яндекс.Про может не сменить статус и ты влетаешь на штраф.
Правда это не всегда спасает.
Было дело я на 5 минут пришел раньше к клиенту, а итоге получил опоздание в 12 минут. Всё это время я боролся с приложением пытаясь проставить статус "У клиента".
Я отдал заказ клиенту и зашел в лифт. Вышел из него я только 1,5 часа спустя. Сидеть в лифте было не скучно, я там был не один, а с семейной парой. Я даже дозвонился до Службы поддержки Яндекс.Еды сообщить, что я застрял в лифте. Приложение не работало, и писать в чат было невозможно.
Это была суббота, а уже в среду я узнал, что влетел на штраф в 150 рублей за то, что принял заказ, но отказался его доставлять.
Словно чувствуя такое развитие событий, когда я вышел из лифта, я позвонил в техподдержку Яндекс.Еды и сообщил о проблеме. Моя жалоба была зафиксирована. Но толку, как вы понимаете было никакого.
Получив штраф, я подал на корректировку. Результат также был нулевой. От меня потребовали доказательства, что я застрял в лифте. На этом всё и закончилось. Доказать, что я был в застрявшем лифте я не смог. Штраф никто не отменил.
В общем, я получил штраф за то, что застрял в лифте.
Случай №2. Клиент не дождался курьера и отменил заказ
Если в истории с лифтом логику Яндекс.Еды можно понять, то в этой истории реальный бред и идиотизм 99 уровня.
Мой плановый слот только начался и мне приходить заказ. До ресторана мне добираться 42 минуты (в тот же ресторан из той же точки на следующий день мне рассчитали путь уже в 40 минут, но для Яндекса - это нормально).
На улице снегопад, пробки, я иду пешком. Быстрее чем на машине, или автобусе, троллейбусе.
Я еще не дошел до ресторана, как мне прилетает новый заказ №1. До ресторана в новом заказе мне добираться с адреса клиента из текущего заказа в хорошую погоду, летом минут 20-25, хотя думаю дольше. А сейчас... Я складываю кучу непристойных выражений и иду дальше. Мне без разницы. За 8 часов смены мне заплатят 2000 рублей.
Я иду дальше. У меня заказ. Я Пеший курьер. Почему расскажу в другой раз. Сейчас рассказ не об этом. Мне звонит клиент и спрашивает, когда я буду. Я объясняю ему ситуацию. Он адекватный, никаких проблем нет.
Я вообще клиентам даю откровенный расклад дел, а они пусть сами решают. Ни разу проблем не было. Все всё понимают.
Я прихожу в ресторан, беру заказ. Работник ресторана удивлен, что я Пешком. Но к остановке приходит автобус, который ушел от моего дома вместе со мной. На улице уже не снегопад, а метель. Работник ресторана качает головой, а я иду к клиенту. Мне до него 15 минут.
Прихожу на адрес и тут мне прилетает новый заказ №2. Я сразу вспоминаю Кайла из Южного парка: "Что за х...?!"
У меня же есть заказ. И у него высокий коэффициент спроса. Я поднимаюсь к клиенту, отдаю ему заказ.
Спустившись вниз я ставлю статус "Отдал заказ" и иду... по новому адресу №2.
На следующий день к моему удивлению мне приходит отчет о качестве. Я взял заказ и не отнес его. Получите штраф в 150 рублей.
Но уже через несколько дней, в субботу, после моей жалобы версия Яндекс.Еды изменилась: я опоздал и шел слишком долго, и клиент отменил заказ.
Кстати, в ежедневном отчете заказа №1 вообще не было. В случае с лифтом заказ был, а тут его словно и не было.
А теперь вишенка на торте. Я написал жалобу на корректировку, мне ответили через чат поддержки прислать скрины. Я прислал, но служба поддержки ответила потрясающе:
"вам нужно соблюдать регламент, мы ничем помочь не можем. Сожалеем о сложившейся ситуации"
То есть вы поняли да?
Я делаю заказ, мне до ресторана еще идти и идти. И тут мне приходит новый заказ, но его отменяют пока я выполняю предыдущий и снимают с меня штраф в 150 рублей.
И эти штрафы невозможно обжаловать так как вы физически не можете ничего доказать. На вас просто вешают штраф и всё.
Кстати, штрафы за опоздание тоже не всегда выходит обжаловать. Один штраф за опоздание я оспаривал целый месяц, и мне его вернули. Видимо достал их. А еще есть манипуляции с оплатой за расстояния и коэффициенты, прекращение планового слота и еще много других фишек, как платить курьеру меньше.
Для чего? Всё очень просто, чтобы курьер как можно больше работал. Чем больше курьер работает, тем больше денег у Яндекс.Еды, но не у курьера.