Найти тему
Военно-технический сундук

Ударные авианосцы, как и вообще большие военные корабли, теряют смысл. И первейшая угроза для них – ударные БПЛА

Морская военная доктрина начинает круто меняться. Концепция ударных авианосцев, успешно просуществовав около 100 лет, сегодня полностью теряет весь свой смысл. Американцы начинают задумываться о новой концепции – это использование ударных и тактических беспилотников с мелких кораблей, а то и вовсе с подводных лодок.

Современный американский авианосец
Современный американский авианосец

Авианосцы как класс зародились практически вместе с появлением крылатой авиации, но стали массово строиться только после окончания Первой Мировой войны. К началу Второй Мировой только японцы осознали, насколько это важный вид вооружений, и успели построить целый флот кораблей этого класса, который поначалу полностью оправдал их надежды.

Американцы и англичане хоть и запоздали с этим делом, но наверстали упущенное уже в ходе войны, в авральном порядке наклепав около сотни авианосцев, включая и тяжелые, и легкие, для этого были переделаны многие торговые корабли. И в океанских сражениях не оказалось более смертоносного оружия, чем авианосцы.

Один из первых ударных японских авианосцев "Кага", 1936 год, корабль незадолго до этого прошел модернизацию, удлинившую его полетную палубу
Один из первых ударных японских авианосцев "Кага", 1936 год, корабль незадолго до этого прошел модернизацию, удлинившую его полетную палубу

По роду своей деятельности и мере возможностей тему авианосцев я изучал наиболее плотно, и в основном мне нравилось их применение во Второй Мировой войне. С участием авианосцев в морях и океанах разворачивались целые баталии, которые в целом очень сильно приблизили окончание войны. Тогда крупными авианосными соединениями, как говорилось выше, обладали только Великобритания, США и Япония, у Франции был авианосец, который успел повоевать очень мало, а немцы свой так и не успели достроить.

Но «горячая» война закончилась, и началась война «холодная» - между Западом и СССР. И вот тогда США начали наращивать свой авианосный флот, правда, концепция сильно изменилась – вместо целого флота мелких и экономичных кораблей (эскортных авианосцев) ставка была сделана на огромные ударные единицы, хоть и числом поменьше. Оно и понятно – против СССР авианосцем не повоюешь, а больше сильных противников в сфере интересов США не наблюдалось.

Пожар на американском авианосце "Форрестол" 29 июля 1967 года. В случае поражения такого корабля вражескими БПЛА финал будет гораздо более трагичным
Пожар на американском авианосце "Форрестол" 29 июля 1967 года. В случае поражения такого корабля вражескими БПЛА финал будет гораздо более трагичным

«Сильный противник» - это государство или его союзник, обладающее мощным противокорабельным оружием. А так как Америка и Советский Союз после войны негласно договорились не лезть в сферу интересов друг друга, то и бояться американским авианосцам было нечего. Мелкие страны, против которых американский флот собирался действовать, никакой угрозы для него не представляли. А большой авианосец был прекрасным плацдармом для военного воздействия, который можно было быстро перебросить из любой точки мира в нужное место.

Однако в 1991-м году с развалом СССР мир сильно изменился. Сначала он изменился в пользу авианосцев, но вот с началом XXI столетия и восстановлением внешнеполитических амбиций России авианосцы стали терять свою популярность. Россия стала брать под свой «военный протекторат» страны в самых разных точках мира и вооружать их очень эффективными противокорабельными ракетами.

Разведывательный БПЛА RQ-4 Global Hawk ВМС США, который, в принципе, мог бы нести одну крылатую ракету, но надежность этих машин в ударном варианте ставят под сомнение сами американские адмиралы
Разведывательный БПЛА RQ-4 Global Hawk ВМС США, который, в принципе, мог бы нести одну крылатую ракету, но надежность этих машин в ударном варианте ставят под сомнение сами американские адмиралы

После поражения в Сирии и Афганистане у США стало гораздо меньше союзников, чем во время «холодной войны», и авианосцы стало использовать не просто затруднительно, а опасно. Современное российское противоавианосное оружие поставило под сомнение целесообразность использования крупных авианосных единиц, поэтому потребовалась новая концепция использования авианосного флота.

Во второй половине 2010-х годов американские военные пришли к выводу, что строить крупные авианосцы уже не имеет никакого смысла. Упор был сделан на небольшие беспилотные летательные аппараты, а для базирования таких крупные корабли не нужны. Современные БПЛА могут выполнять практически те же самые задачи, что и пилотируемая авиация, причем они обходятся значительно дешевле.

Последний американский ударный авианосец, который уже даже не планируется использовать в русле старой военно-морской доктрины
Последний американский ударный авианосец, который уже даже не планируется использовать в русле старой военно-морской доктрины

Так же дешевле могут обходиться и новые авианосцы, причем в разы. По сути, беспилотники можно запускать даже с небольших подводных лодок. Беспилотный аппарат не требует много места на корабле, запускается быстрее, в случае его поражения ПВО ущерб несопоставим с потерей большого и сложного самолета и, особенно, пилотов. В общем, новая программа сулит огромную экономию при повышении эффективности.

В 2017 году в США на воду был спущен последний американский авианосец классического типа - «Джеральд Р. Форд». И хотя военные неофициально приняли новую концепцию развития флота, исключающую использование крупных кораблей, этот авианосец все же решено было закончить постройкой, но пересмотреть варианты его использования. На данный момент у авианосца нет даже собственной авиагруппы, что не позволяет использовать его по прямому назначению. Значит, назначение будет каким-то иным, но уже совсем не ударным.

КУБ-БЛА - новейшая многоцелевая российская система. Компактные размеры аппарата позволяют запускать этот беспилотник даже с борта катера. Аппарат можно применять в составе «роя» БПЛА в качестве камикадзе
КУБ-БЛА - новейшая многоцелевая российская система. Компактные размеры аппарата позволяют запускать этот беспилотник даже с борта катера. Аппарат можно применять в составе «роя» БПЛА в качестве камикадзе

Сегодня в составе флота США имеется 11 авианосцев, но срок эксплуатации половины из них уже подходит к концу. В свете новой концепции замены им не предвидится. Правда, концепция использования «малых сил» пока не официальная, но и невооруженным глазом видно, что крупные авианосцы не имеют никаких перспектив сразу по нескольким направлениям. Основные из этих направлений – боевое применение и экономическая целесообразность.

Таким образом мы видим, что концепция авианосцев, продержавшись всего 100 с небольшим лет, подходит к своему закату, и трансформируется в первоначальную идею, из которой и вышли сами авианосцы. Эта идея – создание авианесущего корабля малого размера. Беспилотные летательные аппараты для обеспечения этой идеи подходят идеально, и таким образом в ближайшие годы мы можем наблюдать если не быстрый развал авианосной концепции, то яркий ее закат.

Российский ударный БПЛА «Альтиус» может использоваться в любом качестве
Российский ударный БПЛА «Альтиус» может использоваться в любом качестве

Мало того – в свете последних событий на Черном море, известных всем, была поставлена под сомнение концепция использования вообще любых крупных кораблей. Беспилотные летательные аппараты, не только стратегические, но и тактические, небольшие и дешевые, используемые в массированных нападениях, могут уничтожить вообще любой крупный корабль.

Американцам, к их большому счастью, таких ударов испытать пока не довелось. И учитывая, что американские адмиралы – люди сообразительные, то для них все желанные прежде крупные авианосцы начинают становиться просто обузой. Все прежде хорошо работавшие доктрины их использования потеряли свой смысл не только с появлением ПКР, но и БПЛА, которые могут настигать большие и неповоротливые корабли даже в открытом океане.

Ну, как морская стратегия и тактика будет разворачиваться в дальнейшем – это будем смотреть. Но наверняка ясно одно – авианосцам в этой будущей стратегии места уже нет.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ВОЕННОЙ ТЕХНИКЕ:

Как японцы атаковали на двухмоторных палубных торпедоносцах «Мицубиси-97» Перл-Харбор 7 декабря 1941-го

Куда пропали более 4000 истребителей P-39 «Аэрокобра», не отправленных в СССР и не попавших на Западный фронт?

Одни из лучших истребителей Второй Мировой войны - итальянские Макки C.202 Folgore и C.205 Veltro

Можно ли бомбить вражеские аэродромы кирпичами? Правда и вымысел, или дыма без огня не бывает