Морская военная доктрина начинает круто меняться. Концепция ударных авианосцев, успешно просуществовав около 100 лет, сегодня полностью теряет весь свой смысл. Американцы начинают задумываться о новой концепции – это использование ударных и тактических беспилотников с мелких кораблей, а то и вовсе с подводных лодок.
Авианосцы как класс зародились практически вместе с появлением крылатой авиации, но стали массово строиться только после окончания Первой Мировой войны. К началу Второй Мировой только японцы осознали, насколько это важный вид вооружений, и успели построить целый флот кораблей этого класса, который поначалу полностью оправдал их надежды.
Американцы и англичане хоть и запоздали с этим делом, но наверстали упущенное уже в ходе войны, в авральном порядке наклепав около сотни авианосцев, включая и тяжелые, и легкие, для этого были переделаны многие торговые корабли. И в океанских сражениях не оказалось более смертоносного оружия, чем авианосцы.
По роду своей деятельности и мере возможностей тему авианосцев я изучал наиболее плотно, и в основном мне нравилось их применение во Второй Мировой войне. С участием авианосцев в морях и океанах разворачивались целые баталии, которые в целом очень сильно приблизили окончание войны. Тогда крупными авианосными соединениями, как говорилось выше, обладали только Великобритания, США и Япония, у Франции был авианосец, который успел повоевать очень мало, а немцы свой так и не успели достроить.
Но «горячая» война закончилась, и началась война «холодная» - между Западом и СССР. И вот тогда США начали наращивать свой авианосный флот, правда, концепция сильно изменилась – вместо целого флота мелких и экономичных кораблей (эскортных авианосцев) ставка была сделана на огромные ударные единицы, хоть и числом поменьше. Оно и понятно – против СССР авианосцем не повоюешь, а больше сильных противников в сфере интересов США не наблюдалось.
«Сильный противник» - это государство или его союзник, обладающее мощным противокорабельным оружием. А так как Америка и Советский Союз после войны негласно договорились не лезть в сферу интересов друг друга, то и бояться американским авианосцам было нечего. Мелкие страны, против которых американский флот собирался действовать, никакой угрозы для него не представляли. А большой авианосец был прекрасным плацдармом для военного воздействия, который можно было быстро перебросить из любой точки мира в нужное место.
Однако в 1991-м году с развалом СССР мир сильно изменился. Сначала он изменился в пользу авианосцев, но вот с началом XXI столетия и восстановлением внешнеполитических амбиций России авианосцы стали терять свою популярность. Россия стала брать под свой «военный протекторат» страны в самых разных точках мира и вооружать их очень эффективными противокорабельными ракетами.
После поражения в Сирии и Афганистане у США стало гораздо меньше союзников, чем во время «холодной войны», и авианосцы стало использовать не просто затруднительно, а опасно. Современное российское противоавианосное оружие поставило под сомнение целесообразность использования крупных авианосных единиц, поэтому потребовалась новая концепция использования авианосного флота.
Во второй половине 2010-х годов американские военные пришли к выводу, что строить крупные авианосцы уже не имеет никакого смысла. Упор был сделан на небольшие беспилотные летательные аппараты, а для базирования таких крупные корабли не нужны. Современные БПЛА могут выполнять практически те же самые задачи, что и пилотируемая авиация, причем они обходятся значительно дешевле.
Так же дешевле могут обходиться и новые авианосцы, причем в разы. По сути, беспилотники можно запускать даже с небольших подводных лодок. Беспилотный аппарат не требует много места на корабле, запускается быстрее, в случае его поражения ПВО ущерб несопоставим с потерей большого и сложного самолета и, особенно, пилотов. В общем, новая программа сулит огромную экономию при повышении эффективности.
В 2017 году в США на воду был спущен последний американский авианосец классического типа - «Джеральд Р. Форд». И хотя военные неофициально приняли новую концепцию развития флота, исключающую использование крупных кораблей, этот авианосец все же решено было закончить постройкой, но пересмотреть варианты его использования. На данный момент у авианосца нет даже собственной авиагруппы, что не позволяет использовать его по прямому назначению. Значит, назначение будет каким-то иным, но уже совсем не ударным.
Сегодня в составе флота США имеется 11 авианосцев, но срок эксплуатации половины из них уже подходит к концу. В свете новой концепции замены им не предвидится. Правда, концепция использования «малых сил» пока не официальная, но и невооруженным глазом видно, что крупные авианосцы не имеют никаких перспектив сразу по нескольким направлениям. Основные из этих направлений – боевое применение и экономическая целесообразность.
Таким образом мы видим, что концепция авианосцев, продержавшись всего 100 с небольшим лет, подходит к своему закату, и трансформируется в первоначальную идею, из которой и вышли сами авианосцы. Эта идея – создание авианесущего корабля малого размера. Беспилотные летательные аппараты для обеспечения этой идеи подходят идеально, и таким образом в ближайшие годы мы можем наблюдать если не быстрый развал авианосной концепции, то яркий ее закат.
Мало того – в свете последних событий на Черном море, известных всем, была поставлена под сомнение концепция использования вообще любых крупных кораблей. Беспилотные летательные аппараты, не только стратегические, но и тактические, небольшие и дешевые, используемые в массированных нападениях, могут уничтожить вообще любой крупный корабль.
Американцам, к их большому счастью, таких ударов испытать пока не довелось. И учитывая, что американские адмиралы – люди сообразительные, то для них все желанные прежде крупные авианосцы начинают становиться просто обузой. Все прежде хорошо работавшие доктрины их использования потеряли свой смысл не только с появлением ПКР, но и БПЛА, которые могут настигать большие и неповоротливые корабли даже в открытом океане.
Ну, как морская стратегия и тактика будет разворачиваться в дальнейшем – это будем смотреть. Но наверняка ясно одно – авианосцам в этой будущей стратегии места уже нет.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ВОЕННОЙ ТЕХНИКЕ:
Одни из лучших истребителей Второй Мировой войны - итальянские Макки C.202 Folgore и C.205 Veltro
Можно ли бомбить вражеские аэродромы кирпичами? Правда и вымысел, или дыма без огня не бывает