Интересно, классный руководитель может понять, что один из учеников его класса собирается кончить жизнь самоубийством? Обучают ли этому учителей на каких-нибудь курсах? Я знаю, что учителя проходят много разных курсов. А такой курс есть? Может ли учитель увидеть признаки, которые символизируют о том, что ученик находится в крайне тяжёлом психологическом состоянии и готов всех убить, и себя заодно. Понимают ли учителя, что ещё одна капля - и ученик придёт в школу с оружием? Он ведь давно уже готовится! А как насчёт депрессии? Что делают учителя, когда кто-то из учеников находится в депрессивном состоянии? Я знаю, что делают! Ругают и заваливают "двойками":
- Отдыхаешь на моём уроке, спишь, ничего не пишешь? "Два"! Не сделал домашнее задание - "два"! Болит что-то? Ты всё врёшь! Ставлю тебе "два"! Депрессия? Да какая в твоём возрасте может быть депрессия? Вон какой упитанный! Это у меня от вас всех депрессия! "Два"!
Это я так, к слову.
***
Всё это время, когда происходили вышеописанные события, в нашем престижном, великолепном классе восьмом "А" находилась ученица, которая была на грани суицида. Она даже место приготовила, где она это сделает. На даче. В сарае. Там это удобно! По крайней мере, никто мешать не будет.
Нет, это не Аня. Аня - оптимистка. Это Маша. Та самая, которая больше всех издевалась над Аней и прогнала её с викторины. Та Маша, которая теперь идёт вместе с мамой и классным руководителем Еленой Николаевной на ковёр к директору. Уже второй раз.
***
В последнее время Маша о суициде ничего не говорила. Говорила она это в прошлом году. Притом эту информацию знали девочки из класса. Маша обсуждала своё решение с одноклассницами. Обсуждала хладнокровно - в основном, её интересовала техническая часть. Эмоций уже не было.
Тогда ещё девочки общались с Аней, и Аня тоже знала о намерениях Маши. Аня не верила, не представляла себе, что такое может быть. Ей казалось, что Маша валяет дурака, хочет таким образом получить внимание от окружающих. Ну, иногда учителя ставили Маше не самые хорошие оценки. И что? Это просто циферки в журнале. Как можно страдать из-за каких-то циферок? Конечно, сама Аня не допускала у себя никаких "неправильных" циферок в журнале, сразу шла учить то, что не получалось.
Маша была отличницей неустойчивой. Иногда её успеваемость падала до "троек" и "двоек", и не из-за того, что Маша была неспособной, а из-за нервного расстройства, в котором она находилась многие годы.
Все знали, что Маша живёт в семье психопатов. И мать, и бабушка были очень агрессивными. Вот, например, случай из далёкого третьего класса. Маша всегда не любила Аню, завидовала её уверенности и периодически агрессивно нападала на неё - нарочно наступала Ане на ноги. На белых колготках Ани оставались грязные пятна от её ног. Моя мама, которая ходила к школе забирать Аню после уроков, решила поговорить с бабушкой Маши. Они обе ждали внучек на школьном дворе. Первая вышла Аня. Моя мама подвела Аню к бабушке Маши и показала на пятна на колготках. Она вежливо попросила: "Пожалуйста, поговорите с Машей, пусть она перестанет наступать Ане на ноги". Потом из школы вышла весёлая Маша и подбежала к бабушке. И бабушка, ничего не объяснив, как даст изо всех сил Маше по лицу. Маша упала. Моей маме после этого было очень неудобно. Она переживала, что подставила девочку. Кто же знал, что у бабушки будет такая реакция!
На каждом родительском собрании мама Маши говорила учителям: "Ставьте им побольше двоек, а Маше особенно!" Это при том, что Маша была хорошей ученицей и периодически отличницей.
Мама не разрешала одноклассникам звонить Маше по телефону. Один раз Аня позвонила. Трубку взяла мама и стала кричать на Аню. Маша, видите ли, в это время делает уроки, и как только Аня осмелилась её отвлекать!
Что касается разговоров о самоубийстве... Маша в этом году перестала о нём говорить. Замкнулась в себе. Что она думала об этом и думала ли вообще, теперь никто не знал.
Аня не сразу рассказала мне об этом. Вроде как это была тайна девочек. Когда я узнала об этом, я поняла, что надо сообщить кому-то из взрослых, лучше всего, конечно, классному руководителю. Но в те времена классным руководителем была Акулина Карповна, которая ничего не понимала в педагогике и в психологии, да и работа в школе для неё была на последнем месте. Ещё начнёт ругать девчонку при всех, мол, как тебе не стыдно о таком думать! Подумала ли ты о маме? Что же касается школьного психолога... Мать Маши написала заявление, что она категорически запрещает психологу работать с Машей. У родителей есть такое право.
Да, мы рисковали! Но если бы об этом узнали родители Маши, они бы избили её до смерти. Тут нужен был бы хороший специалист, лучше всего психиатр. Но кто её поведёт к психиатру? Да и кто нам разрешит вмешиваться? Поэтому в данное время никто не знал, что было на уме у Маши.
Хотя, знали... Маша отличалась тем, что, выйдя на уроке к доске, очень долго говорила. Говорила и говорила, и никак не могла остановиться. Сначала по существу вопроса, а потом вообще. Ей очень хотелось говорить перед аудиторией. Только к людям она не обращалась, была сама в себе, и речь её при ближайшем рассмотрении была несогласованной, бессмысленной. Слова были правильные, речь звучала красиво, но смысла в речи местами не было вообще. Я слышала! Я была как-то у них на открытом уроке и на празднике. И Аня часто мне об этом рассказывала. Если Маша начнёт выступать, то прервать её невозможно даже учителям. А ещё Маша писала очень длинные сочинения. Листов на пять. Всё писала и писала о своих мыслях, стараясь выговориться, как будто в последний раз. Во всём этом словно был призыв: "Люди! Обратите на меня внимание! Узнайте побольше обо мне! Запомните меня!"
Продолжение: