Найти в Дзене

Унесенные ветром. Часть 4. Тетя Пи.

Это текст-анализ романа "Унесенные ветром". В первой части мы говорили о том, что свадьба Эшли и Мелани не состоялась по любви, что она была организована на скорую руку. Во второй части мы доказали, что вся история Ретта Батлера - ложь. В третьей мы объясняли, каким образом Мелани руководила событиями на венчании в Двенадцати Дубах. Без чтения этих частей знакомство с текстом ниже будет не совсем полноценным.

Теперь давайте поговорим о финансовых делах Мелани Уилкс и ее тети Питипет. О, это замечательная тема для разговора, хотя в чужое белье лезть нельзя. Мы, однако, имеем на это право. Мы же читатели…

Семья Гамильтон бедной не была. Можно даже сказать, что она пользовалась известным богатством. Как сообщил Скарлет дядя Генри, - она вполне обеспеченная вдова. Что же. Отлично. Вопрос только в том, что Скарлет до этого разговора не имела никакого представления – никакого!!! о своем финансовом положении. Ее не просветили ни муж, ни «новая сестра» Мелли, ни тетя Питипет. Чтобы что-то узнать о своем богатстве, она случайно, по совету доктора, поехала в Атланту, где Гамильтонам ее волей-неволей пришлось дяде Генри представить.

Итак, семья Уилкс-Гамильтон – не бедная. У Эшли водятся деньжата, у Чарльза водятся деньжата, нет их только у тети Питипет, потому что она женщина, и ее деньгами управляет дядя Генри.

Самое время разобраться со светлым образом ах какой чувствительной тети, потому что и с ней далеко не все так, как стоит в каноне.

Что мы о ней знаем?

Первое.

Скарлетт считает свою новую родственницу полной дурой, не способной принимать никаких решений. Точно так же о ней отзывается Чарльз, точно так же ее характеризует Мелани, да, собственно, все, кто в книге имеет право слова, схожим образом характеризуют эту особу.

Вяла, мол, наивна, всего боится, не инициативна.

Друзья принципиально не сообщают ей ничего скандального, ведь опекунша Мелли и Чарльза легко падает в обморок, правда, все, абсолютно все знают, что потеря сознания - притворство, как говорят в футболе «нырок», но считают это милым качеством несчастной старой девы.

Еще тетя Питипет – почти даун. Она не способна даже слухи распускать. По словам нарратора, наша тетя путает имена, места действия и события только что случившихся историй, поэтому никто не воспринимает ее всерьез.

Если верить нарратору - она живет в пузыре, в котором до нее даже информация о новых видах растений не доходит.

Проще говоря – перед нами классическая идиотка с соседней улицы, существо, самостоятельно выжить не способное.

В этом описании есть доля несправедливости.

Что мы уже успели узнать про тетю? Немногое, но интересное.

Мы в курсе, что именно она сообщила Тарлтонам о свадьбе Эшли и Мелани, случайно проехав мимо них в карете около вокзала, где они случайно стояли на улице оба, чтобы случайно узнать историю, которую якобы узнавать было нельзя никому.

Мы помним, что тайна о свадьбе Эшли и Мелани была только предлогом, чтобы создать ощущение, что есть долгое ухаживание, отношения и история любви.

Создается впечатление, что тетя Питипет не всегда путает имена и события. По крайней мере, в своей семье она контроль еще не потеряла.

Кроме Скарлет, наша героиня единственный живой человек, который может подтвердить, что не было никакого ухаживания и никакой любви между Эшли и Мелани. Но она сознательно врет Тарлтонам и, наверняка, всем остальным.

При этом мы не забываем, что тетя Питипет живет с Мелани и Чарльзом в одном доме, она является дуэньей Мелани, она отвечает за воспитание мальчика и девочки.

Внимание, кстати. Идиотке, человеку, которая неспособна запомнить название улицы и имя изменившей вчера мужу жены, поручают воспитание наследников неплохого состояния. Вам это не кажется странным?

Ну, да ладно.

Итог, – тетя Питипет умеет врать, если это ей нужно. Она умеет, глядя человеку в глаза, сообщить ему информацию, если это в ее интересах, причем информацию ложную. Она умеет «случайно» подъехать на карете так, чтобы случайно поймать Тарлтонов, которые вышли покурить из вокзала.

И давайте будем откровенны – описанной наивной старой деве и полудауну никто не будет поручать такие сложные вещи. Она же может перепутать имена, и женить Эшли на Милочке, - или вместо Тарлтонов поведать все вокзальному сторожу.

Вариант, что она действует по поручению дяди Генри, исключен, потому что разумный дядя Генри, если уж интриговать, скорее поручит это дело дяде Питеру, чем своей сестре-забывахе.

Кроме того, они в ссоре, так что договориться о сотрудничестве довольно трудно.

Другими словами – Питипет действует по собственному позыву, никем не контролируемая и управляемая.

Не верите?

Мы забежим немного вперед.

Чарльз сказал Скарлет, что тетя Питипет даже для спасения собственной жизни не может принять никакого решения.

Может. Оставить беременную Мелли и неопытную Скарлет в театре военных действий? Уехать одной? Не проблема.

Принять решение, что Скарлет должна остаться у них дома навсегда? С первого визита? Да запросто. Не просто принять, но и настаивать на его исполнении.

Не общаться с родным братом, от которого зависит твое финансовое благосостояние и благополучие? Запросто.

Кстати, вот причина этого трагического семейного разрыва. В тексте много говорится о неком оскорблении, унижении со стороны братца.

Это унижение стоило 500 долларов. Чтобы быть до конца точным, мисс Питипэт нуждалась в деньгах, чтобы вложить их в «несуществующие» золотые рудники.

То есть она нашла проспект, или с кем-то поговорила, приняла решение вложить в разработку немалые деньги, решилась пойти за этим к брату…

Кстати, а кто там у нас заведовал золотыми рудниками, гулял по Аляске, да особо ничего не нагулял и вернулся к торговле хлопком?

Ретт был знаком с семьей Уилкс настолько, что его пригласили в 12 дубов на объявление помолвки для решения вопроса со Скарлет. Он, напомним, не был вхож ни в какие приличные дома, кроме дома мистера Кеннеди и мистера Уилкса. Ретт имел золотые прииски (или не имел, а только говорил про это). Доказать эффективность своего бизнеса и даже его существование молодой человек не может даже нам, читателям, что уж говорить о мистере Генри.

И знаете, что интересно? Уже потом, чуть попозже, когда Ретт будет женат на Скарлет, мисс Питипет будет находить на своем столике в своей спальне деньги от Ретта. Мелочи, но приятно. Есть только один момент – заносила их ей не Скарлетт. И не Мелани.

Как хотите, так и понимайте, но Реттт Батлер был настолько знаком с домом Гамильтонов, что совершенно спокойно мог подняться по лестнице наверх, положить деньги в женской спальне и уйти, - у него была такая возможность, что само по себе крайне интересно.

И конечно, он поднимался по лестнице, скрипя ступеньками, отворял двери спален, клал деньги, выходил назад – и это не раз и не два, а частенько, - и никто его не замечал.

Мы потом убедимся, что мисс Питипет умела не замечать вообще ничего, если ей это нужно.

Мы не забудем и поведения мисс Питипэт во время обыска дома, когда северяне пришли ловить Эшли. Это не поведение трусливой женщины, это было поведение женщины умной, расчетливой и холодной. Но об этом позже.

Итог: у нас есть золотые рудники, загадочная возможность Батлера заносить Питипет деньги и оставлять у нее на столике, роль Батлера в истории со Скарлет, неожиданный его допуск в дома Кеннеди и Уилксов, - не так уж мало, чтобы предположить, а доказать это мы сможем позже, что Батлер и был тем самым человеком, которому надо было передать 500 долларов на развитие золотых рудников.

Думаю, на этом образ туповатой наивной толстухи достаточно разрушен, когда мы будем работать дальше, то мы докажем все это еще более детально.

У семьи Гамильтонов есть денежные проблемы.

Cудя по всему, тетя Питипет получает деньги только и исключительно на «ведение хозяйства». Конечно, у нее хороший дом и прислуга, но назвать условия ее проживания шикарными не получается. Для человека, метящего во владельцы золотых рудников, все достаточно жидко. При этом средства-то есть, но они в руках дяди Генри. Не являясь бедной, тетя Питипет ведет существование того, что мы теперь называем низшим слоем среднего класса.

Самое простое сравнение можно провести с порядками в Таре. У Скарлетт намного больше рабов, больше дом, неограниченные возможности примерять наряды, богаче стол, сильнее семейные традиции, личная прислуга и пр. У тети Питипет этого и близко нет.

А хочется.

Единственным человеком, который мог бы и имел полное право забрать деньги у дяди Генри и вложить их в развитие «ведения хозяйства» был Чальз Гамильтон.

При этом обратите внимание, с каким упорством тетя Питипет скрывает от Мелани, Чарльза и всех остальных бухгалтерию.

Логичное предложение Мелани заменить тетю во время визитов к дяде резко отклоняется. Лучше пролежать день с головной болью, чем лишний раз ознакомить опекаемых с размером состояния. Кроме того, дядя Генри ведь не ссорился с Мелани, и, если бы она попросила те же 500 долларов, кто и знает – мог бы и дать. Но лично ей, а не тете Питипет.

Итак, исходная ситуация совершенно понятна. Тетя Питипет недовольна финансовым положением семьи. Она делает две ставки.

Первая на взросление Чарльза, который может, войдя в совершеннолетие, забрать у дяди Генри любые суммы, или просто отстранить дядю от дел.

И вторая ставка – на Мелани, которая может удачно выйти замуж, после чего ее муж получит те же права, что и Чарльз.

Имущество Гамильтонов можно поделить на три части. Одна из них принадлежит самой тете Питипет. Вторая – Мелани. Третья – Чарльзу. Что-то остается и у дяди Генри, понятно, но его наследниками опять-таки являются Мелани и Чарльз.

С Чарльзом ставка верная. Он воспитывается в доме Питипет (и она прекрасно справляется с его воспитанием, он вырастает абсолютным бараном), и, понятное дело, когда-нибудь реализует планы воспитательницы.

И с Мелани все просто. Она выйдет удачно замуж, и….

И тут у тети Питипет что-то идет не так. Для начала Мелани совершает какую-то ошибку, в результате которой выдавать ее замуж приходится срочно. Есть кузен, готовый явиться на помощь – и слава Богу.

Кузен – кстати, это прекрасная возможность оставить деньги в семье. Мало того, что Мелани получит часть денег Уилксов и принесет что-то новое, - из рук дяди Генри уйдут средства на рудники, например, под полный контроль тети Питипет. Уж она-то, руками Мелани, разберется с имуществом.

Кто в этом сомневается, тот должен вспомнить, насколько управляем Эшли. Его даже уговорили занять место на лесопилке вместо приличного поста в банке, потому что так захотелось жене. Если бы Чарльз прожил дольше, то у них с Эшли было бы соревнование приспособленцев и подкаблучников.

И вот Чарльза временно оставляют в покое. Организовывается операция по поиску жениха, убеждению публики в нормальности этого случая, обману, шантажу Скарлет и пр. и др.

Тот, кто читал роман, понимает, что вся эта процедура дяде Генри была бы чужда. Создать план, в который до тонкости входят, например, решения по Скарлет, было бы ему не под силу. Здесь правит балом женская рука. Возможно – четыре женских руки, возможно, - две. Но это светский процесс, а не процесс военный или бухгалтерский. Тут дяде Генри нырнуть – не выплыть.

Хорошо.

И вот когда уже все закончилось хорошо, когда Эшли и Мелани близки к свадьбе, когда Скарлет отрезана, когда ничто не угрожает нашему финансовому счастью, Скарлет ходит конем и выходит замуж за Чарльза.

Это произошло совершенно случайно, на это никто не мог рассчитывать, скорее всего, все могли рассчитывать на нечто совершенно противоположное (что Скарлет и смотреть не станет на молодого Гамильтона).

Что означает новая расстановка сил для мисс Питипет?

А ничего хорошего.

Во-первых, Чарльз выходит из подчинения, уезжает из дома, - плакало имущество.

Во-вторых, Скарлет получает права на часть денег в случае смерти Чарльза, что и произошло.

Удалось спасти часть средств, не удалось спасти другую.

Естественно, мисс Питипет в бешенстве. Она рвет и мечет. Возможно, ее обморок в церкви – искренний, в отличие от сотни других обмороков. Ей нужно реагировать на события.

Но начинается война, и все выйдет из-под ее контроля.

Чарльз умирает.

Не важно, оплакивала она его, или нет. Важно другое. Важно то, что теперь имущество Чарльза может отойти к Скарлет, как только адвокаты Джеральда про это имущество узнают.

Выход только один – Скарлет должна жить в доме Гамильтонов в Атланте – вместе со своим ребенком, который заменит ей Чарльза. Нужно создать ей как можно более комфортные условия проживания, чтобы у нее даже мысли не было «рвануть» назад, и потом – каким-нибудь образом, заставить ее либо совершить ошибку, точнее преступление – чтобы оспорить ее право на наследство, либо подчинить ее себе, как был подчинен Чарльз.

Начинается большая игра.

Те, кто не верят в эту историю, вряд ли смогут ответить на вопрос, зачем Мелани и Питипет сразу, в первый же день, требовали от Скарлет «остаться навсегда».

Давайте вспомним, что Мелани не питала к Скарлетт особой любви, что она уже один раз сильно Скарлет обидела, уведя у нее перспективного жениха, вспомним, как Мелани специально для своей будущей невестки разыгрывала унизительные сцены в спальне, как натравила на нее Ретта. Конечно же, ни о какой привязанности и речи быть не могло.

Кроме того, наличие Скарлетт в доме обязательно привело бы к риску для всей операции по срочному выходу замуж. Опять-таки срывы Эшли были бы запрограммированы.

Но на этот риск придется пойти.

Мелани еще в церкви начинает любить Скарлет и рассказывать ей про их тесную связь, хотя слезы Милочки, которой она покровительствовала, еще не высохли. Милочка планировала выйти замуж за Чарльза каких-то две недели назад! И она была хорошей подругой Мелани.

Тетя Питипет же не знала Скарлетт вообще, какие там чувства, да и к кому у этой старой интриганки могут быть чувства.

Все дальнейшее поведение Питипет показывает, что она планировала опозорить Скарлет. Она допустила ее появление на танцах, не запретила Ретту ее посещать после танцев, сделала все, чтобы Джеральд Скарлет не мог забрать. Она опозорила Скарлет настолько, точнее, дала ей опозориться, что любой адвокат при разделе имущества добился бы лишения Скарлет наследства за три минуты разговора с судьей.

И не сказать же, чтобы Питипет не умела воспитывать девушек. Посмотрите на результаты ее работы с Мелани.

Но Скарлет может делать в ее доме все, хоть на голове стоять. Она получает полную поддержку, исчезновение дуэньи тогда, когда ей надо исчезнуть, Ретта, встречающегося с ней и в доме, и на террасе наедине. Словом, Питипет безусловно задумала именно этот ход.

Но старой деве критически не повезло с войной. Впрочем, об этом позже.