Найти тему
Записки актёра

Государство избаловало киноделов: может наше кино выжить на самоокупаемости?

Здравствуйте! Интересный и весьма неоднозначный вопрос мне задали в личных сообщениях : «А может ли наше кино выжить и даже процветать на полной самоокупаемости? Ведь многие голливудские студии без всякой помощи американского государства вкладывают свои собственные деньги и немаленькие (иногда и 300-400 миллионов долларов). Почему же почти всё наше массовое кино снимается на бюджетные деньги?

Владимир Машков в недавнем интервью сказал, что государство должно поддерживать наше кино. Поддерживать - да, но не выделять миллиарды не пойми на что
Владимир Машков в недавнем интервью сказал, что государство должно поддерживать наше кино. Поддерживать - да, но не выделять миллиарды не пойми на что

Очень классный вопрос. Что ж, давайте попробуем вместе на него ответить. Я выскажу свою точку зрения, а ваши мнения буду ждать в комментариях! Итак, наше кино очень сильно отличается от голливудского почти во всём. И в самой организации съёмочного процесса, в подходе и, конечно, в финансировании. Голливуд вышел на самоокупаемость с самого начала, когда были организованы их главные киностудии. Они не нуждались в государственных средствах, ведь их кино сразу было спонсорским, продюсерским и частным. А наше советское кино полностью зависело от бюджета. Но с распадом Союза, ничего не поменялось.

Правда, тогда в 90-е денег на кино выделялось мало, и случился так называемый застой. Снималось мало и, в основном, сомнительного качества. Тогда начали появляться первые частные киностудии, продюсеры (тогда они ещё назывались директорами картины) научились привлекать частные деньги, вставлять в кино рекламу и на эти рекламные деньги снимать, ну и, разумеется, некоторые привлекали деньги бандитов и олигархов, которые были рады нащупать ещё одну схему «отмыть» свои миллионы.

Потом появился «Фонд кино», спонсируемый государством, переродился союз кинематографистов и страна снова начала вкладывать деньги (и, порой, огромные) в кино. В 2000-х начался небывалый подъём отрасли (не по качеству, а по количеству) и первые фильмы начали окупаться (Дозоры, например). И случилась интересная история - частные студии есть и много, но почти никто не хочет снимать за свои деньги. А зачем? Если можно легко получить у государства, да ещё на безвозвратной основе, то есть, даже если кино проваливается, ничего и никому возвращать не нужно.

Мартин Скорсезе говорит, что кассовые сборы - это самая главная оценка успеха
Мартин Скорсезе говорит, что кассовые сборы - это самая главная оценка успеха

Появилось много контор, которые «помогают» продюсерам и режиссёрам получать финансирование за откат, появились «гарантированные» гранты и щедрые гос. заказы. Кино стало очень привлекательной кормушкой для многих, что, конечно же, не могло ему не навредить. Как бы мы не относились к Голливуду, но невозможно не признать тот факт, что их студии создают кино, чтобы заработать денег. Они часто рискуют, вкладывая миллионы долларов в новые проекты, и часто риск оправдывается. А наши студии снимают для других целей. В прошлом году из 190 фильмов, снятых на гос. средства, окупились только пять! И это о многом говорит.

Не сосчитать сколько денег потратили на их съёмки, но большинство из них ушло в трубу, ведь львиная доля - это пошлые комедии, блокбастеры, подражающие Голливуду и очевидный проходняк для распила. Есть хорошее кино, но его явно мало. Так может наше кино прожить и развиваться на полной самоокупаемости? Я думаю, что может, и это бы пошло на пользу!

Для этого придётся кардинально менять всю систему кинематографа, это обязательно сопроводиться нытьём мэтров, которые привыкли жить за бюджетный счёт. Но тогда будет реальная конкуренция, продюсеры, я уверен, быстро найдут выход, в конце концов, придётся рисковать своими средствами и находить частных инвесторов. Но самое главное - тогда у создателей кино появится жёсткий стимул снимать так, чтобы на это шёл зритель, чтобы кино не только окупалось, но и зарабатывало!

Не могу понять почему на «Бабушку лёгкого поведения» выделили 500 миллионов безвозвратного бюджета…
Не могу понять почему на «Бабушку лёгкого поведения» выделили 500 миллионов безвозвратного бюджета…

Мы сейчас наблюдаем как наши онлайн кинотеатры начали создавать отличный контент за частные деньги. Они борются за качество и за зрителя, у них конкуренция, и только достойные проекты могут убедить зрителя заплатить за подписку. А пока можно констатировать факт, что государство избаловало киноделов. А вы что думаете? Напишите, пожалуйста, в комментариях!

И приглашаю вас в мой Телеграм - канал, где я стараюсь писать более свободно, обсуждать с вами интересные темы и быть всегда на связи. Вы очень поддержите меня и канал, если подпишетесь в Телеграм. Спасибо.

Если пропустили предыдущую статью, то предлагаю прочитать и её:

Спасибо за ваши отметки «мне нравится» - они очень помогают развитию канала! Спасибо что подписываетесь на мой канал!

Удачи вам, здоровья и только правды!

Автор: Сергей Марочкин

До встречи!