Найти в Дзене
ФиалкаМонмартра

Выставка И.Грабаря в Третьяковке: мои открытия

Признаюсь честно, для меня Грабарь всегда был автором одной картины из школьного учебника русского языка, по которой мы писали сочинение. Почему? Не знаю. Так получилось. Никогда этот художник не попадал в зону моего внимания.

С одной стороны - да, обидно, что я ничего о нем не знала, с другой - тем сильнее потрясение, которое я испытала на выставке, которая сейчас проходит в Третьяковской галерее: "Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения". А теперь - что именно меня поразило.

В первом зале, посвященном раннему периоду творчества, где, в основном , пейзажи и натюрморты, я обратила внимание на небольшой пейзаж 1901 года, "Луч солнца". Обратила, потому что вблизи он не читался совершенно и выглядел нагромождением даже не крупных мазков, а каких-то кусков масла:

И. Грабарь "Луч солнца", фрагмент
И. Грабарь "Луч солнца", фрагмент

А потом я отошла метра на два и... произошло чудо. Фото, к сожалению, не может передать этого впечатления, да и словами, боюсь, не слишком хорошо получится. В общем, картина в прямом смысле этого слова ожила. Чем дольше я смотрела на нее, тем глубже она становилась, так, словно проявлялась фотография. Медленно, не сразу, постепенно. Это был эффект, которого я раньше не встречала ни у одного автора.

У меня фото не получилось, взяла из интернета, отсюда https://i.pinimg.com/736x/7f/89/ec/7f89ec2766c5ca3718cf0e6501a09710.jpg. Попробуйте посмотреть на нее издалека - удивительный эффект!
У меня фото не получилось, взяла из интернета, отсюда https://i.pinimg.com/736x/7f/89/ec/7f89ec2766c5ca3718cf0e6501a09710.jpg. Попробуйте посмотреть на нее издалека - удивительный эффект!

А вот эта картина, "Дорожка в усадьбе" сначала показалась мне просто "красивой и интересной" - по композиции, по цветовому решению, а потом я сделала шаг в сторону, чуть вбок, встав ровно напротив начала дорожки и... Снова что-то произошло. Картина словно "затянула", стала объемной, практически, 3D. Как это работает? Не знаю. Гений художника. И снова - на фото этого нет. Только "в живую":

И. Грабарь "Дорожка в усадьбе"
И. Грабарь "Дорожка в усадьбе"

А цветы? Цветы удивительные! И сирень, и дельфиниумы: красота невероятная! Особенно меня, конечно, поразили дельфиниумы в белом и синем кувшинах:

Но самое главное, что И. Грабарь особенно любил писать, это, конечно, снег. Разный - свежий, только что выпавший, снег морозным днем, февральский, мартовский. Везде он разный. Это удивительно, сколько цветов и оттенков может быть у белого снега! Смотрите сами:

А вот эту картину я не стала фотографировать. Ее и так все прекрасно знают - о ней я говорила в самом начале. Зато меня очень заинтересовало то, как сам Грабарь описывает процесс ее написания:

-6

А сколько портретов, выполненных с огромным мастерством, так, что у каждого, кто изображен на картине, совершенно четко и определенно читается характер!.. Этюды, зарисовки... Плюс ко всему - информация о Грабаре, как об ученом, академике, искусствоведе, реставраторе, директоре Третьяковки...

Словом, эта выставка - не просто картины. Это жизнь невероятно талантливого человека. Человека, который всю свою жизнь посвятил служению искусству.