Найти тему
Порцелиновый фан

Великие сервизы мира. Сервиз графа Орлова-Чесменского (1769-1774). Мейсен.

Во время работы над статьёй я задумался: а стоит ли данный сервиз - ну очень странный! - представлять в рубрике "Великие сервизы мира". И по размышлении пришёл к выводу, что - да! - и можно, и нужно. Ему уготовано своё, особое место среди всех сервизов Мейсена XVIII-го века.

Фото для данного коллажа взяты в свободном доступе в интернете.
Фото для данного коллажа взяты в свободном доступе в интернете.

Сервиз представляется какой-то сборной солянкой из разных сервизов, может быть, и одной формы, но совершенно точно, разных росписей, произведённых различными художниками в различной манере, разной также как по тематике, так и по палитре. Ассоциация с песенным попурри или с конфетами ассорти в коробке, - словно на Мейсене выставили по предмету из всевозможных сервизов, охватывающих весь ассортимент мануфактуры: мол, мы и в такой росписи сервиз вам можем изготовить, и вот в такой, и вот в этой... Наверное, так оно и было - весь сервиз - как реклама всевозможных росписей Мейсена того времени. Уже потому сервиз представляют важную историческую и культурологическую ценность. Даже сейчас он выглядит экстравагантно, чего уж говорить про тогдашнее время! Сейчас бы сказали, что это постмодернизм!

Единственное (кроме формы), что объединяет все предметы сервиза - это вплетённый в декор вензель (иногда - в золочёном картуше) в виде литер "ГАО" (т.е. Алексей Григорьевич Орлов), обрамлённый золотым венком, перевязанной голубой лентой ордена св. Андрея Первозванного - высшей награды Российской империи - под графской короной с чёрным орлом из герба рода Орловых под ней.

Нет никаких сведений о том, в каком году и кем был заказан данный сервиз, однако поскольку в декоре присутствует лента Ордена св. Андрея Первозванного, которым А.Г. Орлов был награждён в 1768-м году, предполагается, что сервиз мог быть заказан не ранее 1769-го и не позже 1774-го года (когда о сервизе появились первые сведения). Можно строить массу предположений, вплетая в заказчицы саму Екатерину II, но, как мне кажется, ближе к истине предположение, что заказал сервиз на Мейсене всё же лично граф А. Орлов или кто-то из его нарочных. Вряд ли бы столь экзотический сервиз заказала бы сама Екатерина II, не говоря уже о том, что А. Орлов (в отличие от его старшего брата Григория или от Светлейшего князя Потёмкина-Таврического) никогда не считался личным её фаворитом.

Алексей Григорьевич Орлов (1737-1808) с чисто исторической точки зрения был наиболее заметной фигурой не только среди "Екатерининских орлов", но и среди всех вельмож Екатерининской эпохи. В этой ипостаси с ним мог поспорить лишь Григорий Александрович Потёмкин. А если считать тот след (точнее, следы, поскольку "наследил" он изрядно), который наш герой оставил в русской культуре (возможно, сам того не желая), то можно смело признать, что среди русских вельмож всего XVIII-го века он является личностью наиболее яркой и неоднозначной.

По воспоминаниям современников, Алексей Григорьевич Орлов был человеком крайне честолюбивым, энергичным, а характера был крутого.

Алексей Орлов был одним из руководителей и участником дворцового переворота 28 июня (9 июля по григорианскому календарю) 1762-го года. Именно он в ночь с 27-го по 28-го июня прискакал в Петергоф предупредить Екатерину об аресте одного из заговорщиков - Пассека - и убедил её в необходимости срочного выступления. А утром вывез Екатерину в Санкт-Петербург, где первым ей присягнул Измайловский полк, а затем и все войска, находящиеся в столице Российской империи. Долгие годы ходит версия о том, что он чуть ли не собственноручно спустя несколько дней после переворота убил свергнутого императора Петра III - внука Петра Великого от дочери Анны.

Летом 1770-го года объединённой Российской эскадрой под командованием А.Г. Орлова было выиграно Чесменское сражение, в результате которого сосредоточенный в бухте количественно больший турецкий флот был полностью уничтожен, в том числе с применением брандер (этих морских "беспилотников" XVIII-го века), в которые были переделаны несколько вспомогательных судов эскадры.

Фантазийная батальная картина И. Айвазовского "Чесменский бой", 1848. Феодосийская галерея имени И.К. Айвазовского. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Фантазийная батальная картина И. Айвазовского "Чесменский бой", 1848. Феодосийская галерея имени И.К. Айвазовского. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Будучи с эскадрой в Европе, граф А.Г. Орлов по повелению Екатерины II вступил в переписку, а затем смог встретиться и войти в доверие к авантюристке и патологической врунье, путешествующей по Европе под разными именами, и пришедшей к выводу, что самые большие деньги можно собрать, участвуя в политических интригах. Летом 1775-го года в Ливорно под предлогом осмотра русских военных кораблей самозванку "принцессу Володимирскую" с небольшой командой сопровождающих граф А.Г. Орлов сумел заманить на флагманский корабль, где она была арестована и отправлена в Санкт-Петербург. Сам же Орлов выехал из Италии "сухим путём".

Принцесса Володимирская, известная позднее как княжна Тараканова. Иностранка, скорее всего, немка, интриганка, пустившая по ветру не одно состояние своих поклонников и любовников, в результате пришла к выводу, что политические интриги приносят самые большие деньги. Разные круги Европы, особенно те (поляки), что страстно ожидали после долгого пугачёвского бунта новой Смуты в России, готовили авантюристку в качестве очередной претендентки на Российский престол. Не получилось. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Принцесса Володимирская, известная позднее как княжна Тараканова. Иностранка, скорее всего, немка, интриганка, пустившая по ветру не одно состояние своих поклонников и любовников, в результате пришла к выводу, что политические интриги приносят самые большие деньги. Разные круги Европы, особенно те (поляки), что страстно ожидали после долгого пугачёвского бунта новой Смуты в России, готовили авантюристку в качестве очередной претендентки на Российский престол. Не получилось. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Выйдя в отставку, неуёмный А.Г. Орлов вводит в Россию моду на цыганское пение, тем самым поучаствовав в становлении такого ныне признанного песенного жанра как РУССКИЙ РОМАНС. В 1776-м году в Воронежской губернии страстный наездник и любитель лошадей граф А.Г. Орлов-Чесменский основывает Хреновский конный завод, на котором путём сложной селекции с участием чистокровных арабских скакунов с различными европейскими породами была выведена новая порода - Орловский рысак (Орловская рысистая). Считается, что особо эффектны кони Орловской породы, использующиеся в русской тройке в качестве коренников.

"Тройку ты запряг - не пару! - так гони, брат, поскорей!" Фото взято из свободного доступа в интернете.
"Тройку ты запряг - не пару! - так гони, брат, поскорей!" Фото взято из свободного доступа в интернете.

Предметы сервиза в следующих галереях объединены по предназначению предметов. Тарелки (а их много) можно объединить по следующим категориям: цветы, птицы, люди (основной рисунок), - и по колеру основного рисунка: монохромная роспись, полихромная роспись. Начинается просмотр с терин сервиза... Все терины выполнены одной формы с характерным путти-амурчиком с рогом изобилия, из которого вываливаются на крышку всевозможные овощи-фрукты - в качестве хвата на вершине крышки.

А в этой галерее будут компотьеры разных форм (пять круглых и пять квадратных).

В следующей галерее объединены тарелки с росписью в виде птиц.

Но больше всего на тарелках, конечно, цветочных росписей.

Особое место занимает декор, копирующий знаменитый декор Севрской мануфактуры "Feilles de choux" ("Капустные листья"). Причём Мейсен копирует ранние образцы 1750-х годов, где основной росписью были не цветы, а птицы, сидящие на ветках... Это говорит только о том, что декор "Капустные листья" произвёл в Европе настоящий фурор, раз его взялись воспроизводить даже на Мейсене!

К сожалению, фото, предложенное в ГИМ, только такого качества. Фото взято из свободного доступа в интернете.
К сожалению, фото, предложенное в ГИМ, только такого качества. Фото взято из свободного доступа в интернете.

В галерее ниже представлены тарелки с росписью в виде групп людей (различных сценок).

Другие предметы сервиза (блюда и лотки).

В Исторический музей сервиз, состоящий из 102 предметов, поступил из семьи Орловых-Давыдовых, наследников титула и имени Владимира Григорьевича Орлова, младшего из пяти братьев Орловых. После смерти наследницы, дочери графа А.А.Орловой-Чесменской, сервиз хранился как реликвия в родовом имении Отрада. С 1867 года он украшал парадную столовую, где были собраны скульптурные бюсты всех братьев Орловых.

Изначально сервиз включал около 125 предметов. Каждый предмет пронумерован цифрами, написанными пурпурно-красной краской. Можно сказать, что в целом за более чем два с половиной столетия сервиз неплохо сохранился.

Сервиз графа А.Г. Орлова-Чесменского - единственный в своем роде иллюстрированный в материале прейскурант "разделок" Мейсена. Считается, что так случилось лишь потому, что вкусы заказчика находились вне европейской культурной традиции. Говорят, граф Орлов многих шокировал своими манерами. Ну а что ж вы хотите, г-да европейцы? Перефразирую слова одного из героев М.А. Булгакова: не вмещается русский характер в европейские рамочки!

Спасибо всем, кто дочитал и досмотрел. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.

Еда
6,93 млн интересуются