Могут ли ученики написать два одинаковых сочинения на одну и ту же тему? С полной уверенностью скажу: «Нет!» Каждая авторская работа уникальна и индивидуальна. Как почерк, как образ мыслей и плод фантазии. Докажу вам это на примере двух сильных работ моих учеников: Юрия и Лизы. Формат: сочинение ЕГЭ по литературе №12. Тема: Как вы понимаете смысл эпиграфа комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»?
Сочинение Юрия
Зачастую эпиграф выражает главную идею, заложенную автором в литературное произведение. В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» эпиграф – это народная пословица, которая гласит, что если ты сам виноват, то не перекладывай вину на других людей, то есть нужно смотреть правде в глаза и в себе искать корень проблем и неудач.
Стоит упомянуть, что эпиграф «Ревизора» появился не сразу, а только через шесть лет после издания пьесы. После прочтения комедии чиновники Российской империи начали узнавать себя в героях, но многие не понимали, в чем они не правы. Так Н.В. Гоголь показал, что чиновники, как в кривом зеркале, увидели самих себя.
У власть имущих уездного города N, которые столкнулись с Хлестаковым, было «рыльце в пушку». Они так боялись ревизора, что приняли за него глупого человека, у которого слова изо рта «вылетают просто так».
«Кривые рожи», указанные в пословице, видно на протяжении всего произведения: Городничий, ворующий деньги, Земляника, при котором простых людей не лечил, а морил немец, не знающий ни слова по-русски, полицейские, избивающие жителей города для профилактики.
Городничий – это первый человек, который начал «пенять» на зеркало. С помощью ремарок автор иронично описывает состояние героя, который догадался, что его обманули: удары «себя по лбу», угрозы «самому себе кулаком». Эмоции переполняют героя, он понимает, что виноват, но не хочет этого признавать. Городничий начинает искать виноватого, пытается скинуть на других свою вину.
Эпиграф играет важную роль в литературе. Иногда читатель может догадаться о проблеме произведения, всего лишь прочитав первую строку –эпиграф. Н.В. Гоголь продолжает пушкинскую традицию и стремится максимально точно с помощью эпиграфа выразить главную идею произведения так же, как это делал А.С. Пушкин в романах «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка».
Сочинение Лизы:
Эпиграфом к пьесе «Ревизор» стала русская народная пословица: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Настоящим зеркалом, которое отражает все пороки героев, становится Хлестаков. В самом эпиграфе присутствует ирония, на которой и строится произведении Н.В. Гоголя.
«Кривыми рожами» из пословицы являются чиновники из уездного города. Ужас и страх обличают прежде «белых и пушистых» людей и заставляют проявить свою «кривую рожу». Они стараются скрыть недочёты и проблемы в городе, но не делами, а словами. Страх и смятение заставляют их принять за ревизора первого попавшегося человека, который «одет по петербургской моде». Хлестаков же не теряется и принимает за должное то, что чиновники пытаются всучить ему деньги.
С любителей носить маски положительных героев они быстро спадают: «Да если проезжающий чиновник будет спрашивать службу, довольны ли вы, чтоб отвечали: «Всем довольны, Ваше Благородие!» А который будет недоволен, то ему после такого неудовольствия!»
Эту маску снимает и обличающий всех Хлестаков. Они видят его глупость и несоответствие тому образу ревизора, который они же на него примеряли. В самом конце произведения чиновники, раскусив обман и не видя другого выхода, обвиняют его. Они осуждают его, тем самым принижая себя. Лука Лукич, «потерявшийся самым невинным образом», точно так же «теряется» во время общения с Хлестаковым. Почтмейстер, который постоянно боится высказать собственное мнение и за всё время задаёт больше вопросов, в итоге попросту превращается в «вопросительный знак». «Услужливый и суетливый» Земляника, которого Гоголь в самом начале пьесы характеризует как проныру и плута, хочет найти лазейку, чтобы снова избежать неприятностей. Логическим завершение становится весть о том, что приезжает настоящий ревизор. И снявшие маски герои остаются голыми и молчаливыми, осознавая своё положение.
Таким образом, мы понимаем, что эпиграф к произведению заставляет задуматься над вопросом соответствия желаемого и действительного уже перед прочтением. Сами герои смогли посмотреть на себя со стороны, но не осознали этого. Хлестаков показал им их пороки и то, что они сами виноваты в сложившейся ситуации.
Краткий комментарий:
На мой взгляд, сочинения отлично дополняют друг друга и позволяют увидеть разные подходы к анализу. Работа Юрия – мужская, то есть чёткая, лаконичная. В ней есть опора на произведение и критику, указание на дату появления эпиграфа. В сочинении Лизы больше рефлексии, стремления глубже понять зеркальную природу поведения лжеревизора. Оценивать суждения учеников с точки зрения их «правильности» и соответствия единственно верному канону, конечно же, неуместно, ибо этого канона не существует. Такой сложный предмет, как литература, не подразумевает одного верного направления анализа. Есть точки зрения, оригинальные идеи и стремление к глубокому пониманию произведений, которое, надеюсь, присутствуют у каждого, кто хочет достойно сдать ЕГЭ по литературе.
Подготовила Анна Терехова
Дорогие читатели! Если кто-то имеет возможность и желание поддержать мой канал материально, буду благодарна! Публикую номер карты Сбербанка, на которую можно сделать перечисление со словом "Дар": 4276 0800 1631 4511 Анна Евгеньевна Т.