В 1914 году по настоянию Адмиралтейства и парламента программа строительства линейных крейсеров в Великобритании была свёрнута. В правительстве и самом Адмиралтействе этот класс кораблей воспринимали с недоверием. Там вполне справедливо полагали, что у хорошо вооружённых, но слабо бронированных крейсеров нет шансов в линейном бою с противником. Но в конце 1914 года вместо Луиса Маунтбеттена кресло Первого морского лорда снова занял адмирал Фишер. Он приложил максимум усилий для того, чтобы добиться возобновления строительства своего детища — линейных крейсеров. Его предложения сначала вызвали протесты в парламенте и Адмиралтействе, но убедительные победы британского флота, в том числе линейных крейсеров, в Гельголандской бухте и возле Фолклендских островов заставили умолкнуть даже самых ярых скептиков. Фишер сумел пролоббировать строительство ещё двух кораблей, которые должны были стать улучшенным вариантом «Инвинсибла».
🎁 Вступай в онлайн-сражения: https://krbli.ru/3v2h7WK (подарок по ссылке)
Проектирование и строительство
Уже 19 декабря 1914 года Фишер лично поставил задачу перед Отделом кораблестроения создать проект линейного крейсера с минимальной осадкой, скоростью не менее 32 узлов, 14- или 15-дюймовыми орудиями ГК и водоизмещением 18000 тонн. 28 декабря был представлен готовый #проект водоизмещением 18750 тонн с 3-мя двухорудийными 381-мм башнями, противоминной артиллерией калибра 102 мм, скоростью 32 узла и практически никакой для этого класса броней. Главный бронепояс по проекту был толщиной 152 мм, а палуба — 32 мм.
На следующий день проект был одобрен. Ещё через день компании «Palmers» и «Fairfield» получили правительственный заказ на постройку. Но у них не было эллингов необходимой длины. Поэтому заказ был передан фирме «John Brown» из Клайдбанка вместе с крайне сжатым сроком строительства — 15 месяцев. Закладка «Рипалса» и «Ринауна» состоялась 25 января 1915 года. «Рипалс» был спущен на воду 8 января 1916 года, «Ринаун» — 4 марта того же года. Официально они были включены в состав флота 21 сентября и 28 ноября 1916 года. Но так как #корабли на тот момент были ещё не готовы для службы, фактически до конца весны 1917 года на них производились модернизационные работы.
Описание конструкции
Линейные крейсеры типа «Рипалс» были увеличенной версией своих предшественников типа «Инвинсибл» и заслуженно считались одними из самых красивых кораблей британского флота. При стандартном водоизмещении 26500 тонн и полном 31500 тонн они имели корпус длиной 228,78 м, шириной 27,45 м и осадкой 7,9 м.
Носовая часть с сильно изогнутым изящным форштевнем и выраженным развалом бортов переходила в полубак протяжённостью около 75% длины корпуса.
Внутри корпус разделялся на герметичные отсеки 26 поперечными переборками. Двойное дно занимало 83% длины корпуса. Для повышения остойчивости #крейсеры снабдили булями, но впервые в истории британского флота их интегрировали в конструкцию корпуса. Это позволило не только улучшить остойчивость, но и создать дополнительные ёмкости для жидких грузов и повысить стойкость к подводным взрывам.
Сам корпус набирался по смешанной схеме. Центральная его часть имела поперечную схему набора, но в оконечностях использовалась продольная схема.
Бронирование
Броневая защита всегда была слабым местом британских линейных крейсеров. Но если от типа к типу она всё же увеличивалась (у «Тайгера» был уже 229-мм главный бронепояс), то в случае с крейсерами типа «Рипалс» возвращение к 152-мм главному бронепоясу было шагом назад.
Сам пояс из крупповской цементированной брони имел длину 141 м и высоту 2,74 м, закрывая корпус между крайними барбетами башен ГК. При нормальном боевом водоизмещении он примерно на 50% оказывался под водой. В носовой части пояс утончался до 102 мм и замыкался 102-мм броневым траверзом. В кормовой части толщина брони корпуса и траверза составляла 76 мм.
Остальная часть надводного борта над главным бронепоясом выполняла роль верхнего бронепояса. Её изготавливали из двухслойной упрочнённой стали STS толщиной 19+19 мм. Из такой же стали толщиной от 25 до 38 мм изготавливалась защита кожухов дымовых труб в районе полубака.
Толщина главной бронепалубы уступала даже некоторым лёгким крейсерам. В основной части она составляла 25 мм, а в носовой — 19 мм. В центральной части палуба опиралась на 51-мм скосы. Над главной палубой располагалась палуба полубака, которая выполнялась из улучшенной кораблестроительной стали повышенного сопротивления HTS. В районе механизмов ГЭУ толщина брони достигала 28-37 мм, но в носовой части она не превышала 12,7 мм. Верхняя палуба в корме также имела толщину 11-12,7 мм. Только 63-мм нижняя бронепалуба имела адекватную толщину и хоть как-то защищала рулевые механизмы.
Главная боевая рубка защищалась 254-мм вертикальной бронёй и 76-мм горизонтальной. Пост управления стрельбой орудий ГК имел бронирование стенок 152 мм и 76-мм крышу. Из 76-мм брони также выполнялась шахта, в которой располагались кабели связи и управления.
Башни ГК имели 229-мм лобовое бронирование и 176-мм стенки. Выступающая над палубой часть барбетов имела толщину 178 мм, а внутренняя часть защищалась 102-мм бронёй.
Горизонтальная защита линейных крейсеров типа «Ринаун» соответствовала защите лёгких крейсеров и была явно недостаточной. Поэтому уже в марте-апреле 1917 года её усилили, добавив почти 550 тонн брони. В районе машинных отделений установили дополнительное бронирование из двух 25-мм слоев брони STS, ещё один слой в 25 мм установили на скосы. На нижней палубе установили дополнительный слой из 25-мм листов над рулевыми механизмами и 51-мм слой над погребами.
Силовая установка
Первоначально линейные крейсеры типа «Ринаун» должны были получить новейшую ГЭУ облегчённого типа, но на момент их постройки она ещё не была готова. Чтобы не срывать сроки, было принято решение использовать ГЭУ линейного крейсера «Тайгер», добавив три дополнительных котла.
Четырёхвальная ГЭУ имела суммарную мощность 120000 л.с. и позволяла развивать скорость 32 узла при полном водоизмещении. Она включала в себя 4 турбины Brown-Curtis и 42 водотрубных котла Babcock&Wilcox в 6 котельных отделениях. Несмотря на то, что ГЭУ получилась очень громоздкой, она отличалась высокой надёжностью в работе. Большое количество котлов позволяло сохранить ход даже при попадании двух торпед.
Нормальный запас топлива включал в себя 4000 тонн нефти и обеспечивал дальность плавания в 4700 миль при 12-узловом экономичном ходе или 2700 миль при ходе в 25 узлов.
Вооружение
Главный калибр
По замыслу Фишера крейсеры должны были нести самые мощные пушки, имевшиеся на то время в британском флоте. Поэтому их вооружили шестью исключительно удачными 381-мм орудиями Mark I. Эти системы разработали для линейных кораблей типа «Ройял Соверен». Они устанавливались в двухорудийных башнях Mark I по линейно-возвышенной схеме. Две башни были установлены в носовой части, а одна — в кормовой.
Орудие Mark I со стволом длиной 42 калибра обладало высокими баллистическими характеристиками. При максимальном угле возвышения +20° дальность стрельбы бронебойным 866-кг снарядом APC Mark IIIa достигала 21,3 км. Бронепробиваемость на дистанции 8000 м составляла 406 мм крупповской цементированной брони, а на дистанции 21000 м #снаряды могли пробить 229 мм такой стали. Практическая скорострельность достигала 1,5 выстр./мин. на ствол. Суммарный боекомплект составлял 216 бронебойных снарядов APC Mark IIIa и 504 полубронебойных CPC 4 crh.
Противоминная артиллерия
Чтобы добиться экономии массы, вместо традиционных 6-дюймовых орудий крейсеры типа «Ринаун» получили в ПМК скорострельные 102-мм орудия Mark IX в трёхорудийных щитовых установках T.I. Mark I. Две такие установки располагались побортно на специальных платформах возле боевой рубки. Ещё две стояли в кормовой части по линейно-возвышенной схеме, и одна установка находилась между грот-мачтой и дымовой трубой. Кроме этого, сразу за башней «B» орудий ГК находились ещё два таких орудия в одиночных установках.
Орудие Mark IX имело хорошие баллистические характеристики. При максимальном угле возвышения +30° дальность стрельбы 10-кг снарядом составляла 12,3 км. Практическая скорострельность достигала 10-12 выстр./мин. на ствол. Суммарный боекомплект составлял 2550 полубронебойных и фугасных снарядов, но затем его увеличили до 3400 снарядов.
Зенитная артиллерия
Около второй дымовой трубы с каждого борта располагалось 76-мм орудие Mark I в зенитной установке HA Marks II, допускающей максимальный угол возвышения +90°. Практическая скорострельность достигала 12-14 выстр./мин., орудие имело досягаемость по высоте 7100 м и дальность стрельбы 9900 м.
Торпедное вооружение
Изначально в районе нижней палубы около барбета башни «А» с каждого борта располагался подводный 533-мм торпедный аппарат. В дальнейшем их заменили на надводные. Боекомплект для двух аппаратов составлял 10 торпед.
Авиационное вооружение
Крейсеры типа «Ринаун» стали первыми кораблями в британском флоте, которые получили собственную стартовую площадку для запуска самолётов. Эти площадки располагались на башнях ГК №2 и №3, и на них размещались истребитель Sopwith Camel и разведчик Sopwith Strutter. Позднее площадки были демонтированы, так как для новых самолётов их размеров было явно недостаточно.
Модернизации
В последующие годы «Рипалс» и «Ринаун» больше времени проводили в доках на #модернизации и почти не участвовали в боевых походах. Этим они заслужили от моряков прозвища «Рефит» и «Рипэйр» («Переделка» и «Ремонт» соответственно). Главными целями многочисленных модернизаций являлись усиление защиты, а также установка более мощного и современного вооружения.
«Ринаун»
· 1920-1921 гг. Демонтированы стартовые площадки для самолетов, установлены новые дальномеры.
· 1923-1926 гг. Установлен новый главный бронепояс толщиной 229 мм, главная бронепалуба толщиной 102 мм, усиление бронирования в районе машинных отделений. Масса дополнительной брони составила 2600 тонн. Демонтированы 102-мм орудия в одиночных установках и 76-мм зенитки, вместо них установлено четыре зенитных 102-мм орудия Mk.V.
· 1931-1933 гг. Демонтирована установка 102-мм орудий №3, вместо неё установили катапульту для самолета. Добавлены две восьмиствольных установки 40-мм автоматов «пом-пом» и две счетверённые установки 12,7-мм зенитных пулеметов на платформу боевой рубки.
· 1936-1939 гг. Угол возвышения орудий ГК увеличен до +30°. Демонтированы все 102-мм орудия, вместо них крейсер получил 10 спаренных установок универсальных 114-мм орудий. Добавлено еще три восьмиствольных «пом-пома». Демонтированы подводные ТА, вместо них установили 8 надводных ТА. Усилено горизонтальное бронирование на локальных участках. Установлена полностью новая ГЭУ с ТЗА, позволившая сэкономить 2800 тонн веса за счет облегчённой и оптимизированной конструкции. Установлена новая боевая рубка, новые прожекторы, современные СУО.
· 1941-1945 гг. За годы войны зенитное #вооружение постоянно усиливалось 20-мм автоматами «Эрликон». В общей сложности крейсер получил 66 автоматов в спаренных и одиночных установках. Также установлены РЛС обнаружения воздушных и надводных целей, демонтированы торпедные аппараты и авиационное оборудование.
«Рипалс»
· 1918-1924 гг. Установлен 229-мм броневой пояс, усилена горизонтальная и вертикальная броневая защита, демонтированы стартовые площадки на башнях ГК.
· 1924 г. Демонтированы 102-мм орудия в одиночных установках и 76-мм зенитки, вместо них установлено четыре зенитных 102-мм орудия Mk.V.
· 1933-1936 гг. Установлены ещё две спаренные установки 102-мм зенитных орудий, катапульта и ангар на два самолёта. Добавлены две восьмиствольных установки 40-мм автоматов «пом-пом» и две счетверённые установки 12,7-мм зенитных пулеметов «Виккерс» на платформу боевой рубки. Установлены надводные торпедные аппараты вместо подводных.
· 1940-1941 гг. Демонтирована установка вспомогательной артиллерии №3, вместо неё установили восьмиствольный зенитный 40-мм «пом-пом». Позже добавили еще 8 одиночных 20-мм автоматов «Эрликон» и РЛС типа 284.
Оценка проекта
Несмотря на то, что лорд Фишер являлся одним из выдающихся морских военачальников и теоретиков ХХ века, упорно продвигаемые им «Рипалс» и «Ринаун» были скорее прожектом, а не полноценным проектом. Их единственными достоинствами являлись очень мощная артиллерия ГК и высокая скорость. Тем не менее уже к 30-м годам XX века после многочисленных переделок крейсеры с трудом выдавали 30 узлов, уступая своим одноклассникам. Во всём остальном, по мнению многих специалистов, это был изначально совершенно неудачный проект. Стоимость постройки крейсеров составила более 2,6 млн фунтов. Они получились одними из самых дорогих кораблей британского флота. Чтобы довести их защиту до приемлемых показателей, а также повысить огневую мощь, пришлось потратить в среднем еще по 4,5 млн фунтов стерлингов на корабль. При этом они всё равно уступали более современным собратьям по целому ряду параметров.
Понравилась статья? Не забудьте подписаться на наш канал.
Материал подготовлен волонтёсркой редакцией Мира Кораблей
🎁 Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь и получите приветственные подарки: https://krbli.ru/3v2h7WK