Найти в Дзене

ЛЮБИМАЯ ДОЧЬ ЭПОХИ 1920 ГОД

Изображение взято из открытых источников.
Изображение взято из открытых источников.

Этот год был богат на события не только для молодой Советской республики. Тектонические сдвиги в историческом процессе, вызванные Великой войной, которую у нас называли Империалистической, продолжали разрушать одни государства и воздвигать новые. Могли ли фантасты остаться в стороне? Нет, конечно. Пожалуй, именно в эти годы фантастика начинает становиться рупором эпохи, чутко отзываясь не только на происходящие перемены, но и на те, что грядут. Конечно, публикаций в 1920 году было немного. Сказывалась нехватка бумаги, да и типографии больше работали на пропаганду, нежели на развлечение читателя. Все-таки продолжалась тяжелая, кровавая Гражданская война. Тем не менее и в этом году выходили неординарные произведения.

Обложка первого издания утопии Александра Чаянова. Изображение взято из открытых источников.
Обложка первого издания утопии Александра Чаянова. Изображение взято из открытых источников.

Александр Васильевич Чаянов родился в 1888 году. Отец его был выходцем из крестьян, но открыв собственное дело, разбогател. Мать будущего писателя была одной из первых женщин, окончивших Петровскую академию — высшие аграрные курсы в царской России. Вероятно, под влиянием родни Чаянов увлекся экономикой сельского хозяйства. Будучи студентом Московского сельскохозяйственного института, опубликовал работу посвященный кооперации в сельском хозяйстве Италии, по которой путешествовал на каникулах. Увлекался литературным творчеством. Его перу принадлежит несколько мистико-романтических повестей. После революции стал видным теоретиком сельхозкооперации в СССР, однако его взгляды противоречили линии партии на создание коллективных хозяйств. Впервые был арестован в 1930. Проходил по делу так называемой «Крестьянской партии». В 1937 году приговорен к расстрелу.

Самым известным литературным произведением Чаянова стала крестьянская утопия «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии», опубликованная в рассматриваемом нами году. В ней он изобразил общество во многом альтернативное образу социализма, который предполагалось построить в Советской России. Небольшая повесть изобилует любопытными авторскими прозрениями. В Москве будущего (примерно 80-х годов ХХ века) пьют коку с соками (кока-колу!), а из прошедших исторических событий герой узнает, например, вот это: «..мировое единство социалистической системы держалось недолго и центробежные социальные силы весьма скоро разорвали царившее согласие. Идея военного реванша не могла быть вытравлена из германской души никакими догматами социализма, и по пустяшному поводу раздела угля Саарского бассейна немецкие профессиональные союзы принудили своего президента Радека мобилизовать немецких металлистов и углекопов занять Саарский бассейн вооружённой силой... Европа снова распалась на составные части. Постройка мирового единства рухнула, и началась новая кровопролитная война, во время которой во Франции старику Эрве удалось провести социальный переворот и установить олигархию...». В момент выхода книги до победы в Германии национал-социализма, который привел ко Второй Мировой войне, оставалось более десяти лет.

Фотография А.В. Чаянова. Изображение взято из открытых источников.
Фотография А.В. Чаянова. Изображение взято из открытых источников.

Автором утопического рассказа «Скоро. Через 48 лет» стал человек с совершенно иной судьбой. Александра Михайловна Коллонтай родилась в 1872 году в семье генерала, участника русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Получила блестящее образование. Увлеклась революционным движением. В 1905 году познакомилась с Лениным. Ей суждено был стать видным советским государственным деятелем, Чрезвычайным и Полномочным послом СССР. Скончалась в 1952 году от инфаркта.

Красивая и умная женщина, Коллонтай не чуждалась литературных занятий. В упомянутом выше рассказе она попыталась представить, как в будущем станут праздновать зимние праздники:

«Седьмое января 1970 года. Празднично светло, тепло и оживленно в "Доме отдыхновения", там, где доживают свои дни ветераны "великих годов" мировой революции.

Ветераны решили вспомнить свою юность, детство и устроить в день прежнего Рождества "елку", настоящую елку, такую, какая бывала до годов мирового переворота. Эту затею с одушевлением подхватила молодежь, подростки, дети. Особенно когда узнали, что "Красная бабушка" будет рассказывать о великом 1917 годе.

Елку достать было сравнительно просто, хотя пришлось поторговаться с коллегией по охране лесов. Но в конце-концов удалось убедить бдительных стражников растительного царства, что лес не поредеет оттого, что одно лишь деревцо украсит такой необычный и странный праздник.

Труднее было дело со свечами. Новый способ освещения, с помощью отраженных лучей, не только вытеснил окончательно керосиновые лампы-коптильники, но и загнал электричество в отдаленные провинции, куда новшества последнего десятилетия не успели еще проникнуть. Свечей молодое поколение никогда не видело, и ветерану "великих годов" пришлось рисовать свечи и даже собирать специальное совещание из прежних членов Совета народного хозяйства революционных лет, чтобы изобрести способы приготовить свечи с помощью проворных и приспособленных ко всякого рода труду рабочих рук предприимчивой молодежи...»

А также, как станут относиться к достижениям предков:

«...Жизнь ушла вперед! "Великие годы" перестали быть "былью". Не зажечь уж сердца юнцов рассказами о подвигах на мировых баррикадах в годы "последнего решительного боя". Социальный вопрос разрешен. Идея коммунизма оправдала себя. Человечество свободно от рабства, наемного непосильного труда, от пут материальной зависимости, от борьбы за хлеб насущный.

Новые, неизмеримо грандиозные задачи ставит перед человеком его же собственный, пытливый, мятежно-ищущий дух... И по сравнению с великими горизонтами, открывающимися перед молодежью в 1970 году, вся прежняя борьба социальных сил кажется просто разрешимой..

Фотография А.М. Коллонтай. Изображение взято из открытых источников.
Фотография А.М. Коллонтай. Изображение взято из открытых источников.

Следующий 1921 год станет началом проведения новой экономической политики, которое принесет перемены и в книгоиздание.