Я смотрела это кино по телеканалу «Культура». Включила не с начала и сразу не поняла, о чем оно.
Рассказывалось о судьбе мальчика из хореографического училища в Москве в позднем СССР. Повествование велось от имени героя-подростка.
Мальчик Боря глубоко страдал от того, что не знает своего отца, а его мама – преподавательница английского языка тратит время не на общение с сыном, а на решение своих жизненных проблем. Роль мамы играла колоритная и накрашенная Анна Михалкова, которая, однако, в кадре выглядела как настоящая светская львица.
Поэтому Боря периодически сбегал к бабушке и дедушке, которые, как ему казалось, его понимают. Роль бабушки исполняла Мария Полицеймако, а дедушки Илья Рутберг.
Они ругали внука за четверки.
- Запомни, Боречка, - говорила ему бабушка, - каждый еврей должен знать математику на «отлично».
- Бабушка, я не еврей, - парировал внук.
- Не надо ему говорить, - махал рукой жене дедушка, - пусть мальчик пока так думает.
Если честно, то меня в фильме заинтересовал именно вопрос о национальной принадлежности Бори. Ну как такое может быть: мама – Анна Михалкова, папы вообще нет, а бабушка и дедушка явно «дети народа Израилева»?
Эта интрига и заставила меня смотреть фильм дальше.
А что дальше?
А дальше Боря учился хореографии, мечтая о главных партиях, но не получая их. Мама отправила его жить в интернат при училище, от чего его жизнь стала еще тоскливее.
Но у Бори была одна особенность: он бегал на Красную площадь, где тусовались иностранные туристы, и менял у них советские военные значки, ремни и даже награды на джинсы. Джинсы потом продавал и, получая деньги, покупал дефицит, который потихоньку таскал бабушке и дедушке.
В основном приносил он продукты питания, например, лучшее мясо, которые брал у продавцов из-под полы.
- Посмотри, - говорила бабушка дедушке, аккуратно раскрывая упаковку с мясом, - мальчик нас уже кормит.
В общем, как вы понимаете, Боря был фарцовщиком.
Причем его этому никто не учил. Он и сам не понимал, почему он это делает. Просто ему нравилась такая рискованная «работа».
И вот в один прекрасный день Боря объявил всем, что его отец – знаменитый танцовщик Михаил Барышников, сбежавший из СССР и сделавший великолепную карьеру на западе. Барышников тогда был тайным кумиром многих. Ему завидовали. Мама Бори действительно была с ним знакома.
И Боря вдруг сам поверил в свою фантазию. И никто ни мать, ни бабушка, ни дедушка его в этом переубеждать не стали.
Окружающие, узнав о предполагаемой родственной связи Бори и Барышникова, вдруг стали относиться к нему с уважением. Ему даже поручили важную партию в балете.
И тут вдруг из зоны возвращается страшный измученный мужчина, которого мать Бори у него на глазах впускает в дом и разговаривает с ним как с родным человеком!
Оказывается, что его отпустили досрочно. Он сидел за экономические преступления, зовут его Михаил. И как раз он и есть сын бабушки и дедушки Бори и его отец.
Преступление и срок Михаила были настолько серьезными, что мальчику, который тогда только что родился, решено было об отце ничего не рассказывать.
И вдруг между отцом и сыном возникают самые близкие отношения! Они начинают вместе проворачивать свои «бизнес-проекты».
Но Борю за «фарцу» выгоняют из училища. Он исполняет свой последний танец и прощается с хореографией навсегда.
Фильм «Мой папа Барышников». Ребенок помнил заветы взрослых
Но, помня слова бабушки о том, что если ты занимаешься хореографией, то твое имя должно быть потом на афишах Большого театра, Боря, уже став взрослым человеком, спонсирует один из спектаклей. И его имя действительно пишут большими буквами. Больше, чем у солистов.
Как вы понимаете, в будущем Боря стал олигархом. Ему повезло. Когда СССР разрушился, он был молодым человеком, ловко пристроившимся к получению почти задаром госсобственности.
Этакий а-ля Ходорковский.
Фильм, кстати, сняли его в 2011 году. Продюсером картины являлась Наталья Мокрицкая, которая известна близкими связями с либеральной «тусовкой». При этом дама умеет сидеть на «двух стульях», поэтому также является лауреатом Государственной премии правительства РФ.
Вот такое вот кино. При этом можно отметить, что режиссура и актерские работы у фильма сильные. Да и само по большому счету кино честное.
Ведь среди советских подростков росли такие Боречки, которых СССР в корне не устраивал. Они мечтали о другом обществе, в котором займут лидерские позиции и будут управлять всем.
А инструментами для такого управления они избрали богатство, отнятое у государства…
Спасибо, что дочитали. В продолжение темы...