Найти тему

ЛЮБОВЬ СОКОЛОВА — «ВСЕСОЮЗНАЯ МАМА»

«МАМА ЛЮБА»  Трудно найти женщину на долю которой пришлось бы столько испытаний, как на народную артистку СССР Любовь Соколову, которой 31 июля 2021 года исполнилось бы   100 лет. Она пережила ад ленинградской блокады, смерть от истощения любимого мужа, а спустя годы, став уже всенародно любимой актрисой, пережила предательство любимого человека, потерю единственного сына и близкой подруги — народной артистки СССР Майи Булгаковой.
Но, несмотря на всё пережитое, все те, кто был лично знаком с актрисой, утверждают: Любовь Сергеевна Соколова и в жизни была такой же, как на экране — доброй, отзывчивой, мягкой, всегда стремящейся помочь. И не случайно все её коллеги до сих её зовут «мама Люба», потому что за всю свою жизнь она побывала «мамой» для сотни известных актеров — Валерия Золотухина, Олега Янковского, Юрия Соломина, Никиты Михалкова, Ирины Муравьевой, Барбары Брыльски, Елены Борзовой и многих других.

ПЕРВАЯ РОЛЬ
Любовь Соколова родилась 31 июля 1921 года в городе Иваново-Вознесенске, ныне Иваново (административный центр Ивановской области). Её родители были простыми людьми и с детства приучили Любу к труду. Поэтому она наравне со взрослыми копала грядки и сажала, ухаживала за животными и убирала дом.
Люба с детства была артистична. Соседи знали: если Люба свободна от работы, то обязательно устроит для них театральное представление. В школе Люба с удовольствием выступала на всех праздниках, где плясала и пела, играла в школьном драмкружке. Особенно успешно она играла Агафью Тихоновну в спектакле «Женитьба». На неё обратили внимание в Ивановском театре музыкальной комедии и, в знак признания её таланта, по распоряжению руководства театра, Любе резрешили в любое время бесплатно ходить на все спектакли и репетиции. А когда в театре праздновали юбилей Пушкина, Любе Соколовой предложили участвовать в торжественном концерте и прочесть монолог Онегина.
После окончания школы Люба с лёгкостью поступила в Ленинградский педагогический институт имени Герцена. В это время режиссер Сергей Герасимов объявил о конкурсе слушателей в актёрскую школу, которая открылась при «Ленфильме». Соколова подготовила монолог Нины Заречной из чеховской «Чайки». И он так понравился приемной комиссии, что сам Герасимов пригласил её в актёрскую школу (из 1200 человек в школу отобрали только 22 самых талантливых абитуриента).
Денег на проживание провинциалки в Ленинграде не хватало. И Люба, в свободное от учёбы время, подрабатывала на вокзале носильщицей чемоданов.

ИСПЫТАНИЕ БЛОКАДОЙ
Свою первую любовь, Георгия Араповского, Люба встретила в актёрской школе. И в мае 1941-го они поженились. Это были счастливые дни. Из общежития Люба перебралась в квартиру ленинградских интеллигентов — семьи Гриши. Мама — заведующая библиотекой, отец — бывший директор фабрики. В семье помнили композитора Скрябина, который приходил к ним в гости, рассказывали и о мазурке, которую танцевали на императорских балах (семья имела дворянское происхождение).
К сожалению, их короткое счастье оборвала война. Мужа на фронт не взяли по состоянию здоровья. С первых дней войны молодая семья рыла противотанковые рвы под Ленинградом, затем, вместе с Гришей и свекровью, работали на авиационном заводе, вытачивали детали для военных самолетов. Из цеха не выходили сутками, работали до тех пор, пока не отказывали руки или не настигал голодный обморок. Гриша старался подкормить молодую жену и уговорами запихивал ей в рот крошки хлеба.
Зимой стало гораздо хуже — хлебный паёк сократился с 250 грамм в день до 125. У Гриши голодные обмороки происходили всё чаще, молодой мужчина таял на глазах. Вспоминая то время, Соколова рассказывала: «Чтобы отопить промёрзшую квартиру, мы сжигали мебель. По улицам люди еле передвигались от голода, и от того, что обматывали ноги и тела одеялами, становились похожими на бесформенные тюки».
Любовь Сергеевна с дрожью вспоминала пророческие слова свекрови: «Скоро Невский покроется мертвецами... Любочка, прости, но, если я уйду, я тебе сына не оставлю!» Когда мужу стало совсем плохо, Люба не отходила от него ни на минуту и всё время думала, чем покормить Гришу. И вдруг, после многих недель непрерывного голодания, она увидела крысу. И это казалось настоящим чудом. Немедленно убив её и приготовив, Любе очень хотелось съесть крысу, но, видя, как мучительно умирает муж, она отдала поджареный на огне трупик зверюшки ему. Любимый не съел, а буквально проглотил жареную крысятину. И через минуту умер. Страшное пророчество свекрови сбылось: сын угас следом за матерью.
Обессиленная Люба осталась с двумя окоченевшими телами в пустой холодной квартире. В блокадную зиму, когда трупы людей были повсюду, хоронить их было некому, а сама обессиленная Соколова сделать ничего не могла. «Я просто чудом выжила. Ведь сколько раз я прощалась с жизнью. И сколько раз боялась, что меня съедят. Это ужасно, об этом старались молчать и не рассказывать, как живые, обезумевшие от голода люди обгладывали трупы. Мне пришлось постараться, чтобы собраться силами, сложить самые необходимые вещи в чемоданчик и, волоча его на веревке по обледенелым улицам, доползти к бывшим однокурсницам в общежитие. Спасибо им, они отпоили кипятком и затиркой из снега и остатков муки. Мой молодой организм сдюжил, я выжила.
Позже, придя на Финляндский вокзал, чтобы уехать к матери в Иваново-Вознесенск, я увидела страшную картину: сотни людей сидели и лежали неподвижно. Казалось, они спят, но это были трупы, которые свозили сюда со всего города. Я же погрузилась в грузовичок и «Дорогой жизни», по Ладоге, под непрерывными бомбежками, в полузабытьи, добралась до квартиры, где жила старая мамина подруга, и рухнула ей на руки. А подняться смогла лишь через несколько месяцев, когда поутихла боль в опухших от голода суставах».

СТУДЕНТКА ВГИКА
Оправившись от пережитого, Соколова задумала продолжить учёбу в киношколе. И в начале лета 42-го года поехала в Москву, спрятавшись в грузовике под тюками с тканями, когда её мама сопровождала партию ивановского ситца и у неё был пропуск в столицу.
В Москве Любовь попала на прием к министру кинематографии Большакову и, как блокадница, получила разрешение на обучение во ВГИКе. Правда, самого института в Москве не оказалось — его эвакуировали в Алма-Ату.
Больше двух недель Соколова добиралась на поездах. И вот наконец мечта сбылась: она стала студенткой ВГИКа на курсе знаменитых педагогов Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Но лёгкой жизни не было и в Алма-Ате, от которой война, казалось бы, так далеко. Скудных студенческих пайков катастрофически не хватало. Еду выдавали по талонам, а в столовой кормили той же затирухой, которой Люба спасалась в Ленинграде. Общежитие располагалось у подножия гор, в неотапливаемом здании, где морозы зимой доходили до минус 50 градусов. На её глазах двое студентов насмерть замёрзли в общежитии.
Будущая актриса, закалённая блокадным Ленинградом, достойно выстояла все испытания. А вскоре ВГИК вернулся в Москву, где с 1946 года в Театре киноактера начнётся блистательная карьера актрисы Любови Соколовой, а через два года — её дебют в кино в фильме «Повесть о настоящем человеке».
Всего народная артистка СССР сыграла 389 ролей и была занесена в книгу рекордов Гиннеса, как самая снимаемая актриса в мире.

«НАКОНЕЦ-ТО ТЕБЯ УБИЛИ!»
О своих ролях Любовь Соколова рассказывала: «Когда я снималась в «Хождении по мукам», мне нужно было сыграть сцену, в которой меня пороли шомполами, а потом я произносила очень сложный монолог. И я настолько эмоционально включилась в этот эпизод, что сыграть второй и третий дубль уже не могла. В картину вошёл первый дубль — даже без озвучивания...
Я всегда стараюсь играть роль с максимальной отдачей. Помню, в фильме «Преступление и наказание» я играла Елизавету Ивановну. Мою героиню должны были убить. На съёмочной площадке я старалась не общаться с Тараторкиным, только наблюдала за ним и думала: как бы крыша у него не поехала на почве этого Достоевского. После того, как мы с режиссёром отрепетировали мою сцену, прошло три дня, пока дело дошло непосредственно до съёмок. Так первые два дня я не могла ни с кем общаться — приходила домой и запиралась в своей комнате: боялась потерять нужное состояние. А когда отснялась, пришла домой, свекровь дверь открыла, увидела, что я уже нормально выгляжу, и воскликнула: «Слава Богу! Наконец-то тебя убили!»»

ВСТРЕЧА С ДАНЕЛИЯ
После потери первого мужа Любовь Сергеевна ещё долго не думала о мужчинах, буквально поставив на своей личной жизни крест. Но в 38 лет, на съёмках «Хмурое утра», за ней стал ухаживать Георгий Данелия. По словам самой Соколовой, поначалу она даже не смотрела в его сторону. Худенький, неказистый грузин совсем ей не нравился, к тому же, как выяснилось позже, он был младше почти на десять лет. Актриса как могла отбивалась от натиска Георгия, который повсюду преследовал её и не давал прохода. В результате женское сердце сдалось.
В начале семейной жизни она была необыкновенно счастлива заниматься домашним хозяйством, заботиться о муже, готовить вкусную еду, наводить уют. Ей казалось, что так будет всегда. Но первые нехорошие звоночки начались в их семье после того, как Георгий узнал, что Люба беременна. Режиссер не хотел ребёнка, но, проявив характер, женщина родила сына — любимого Коленьку. Несмотря на рождение сына, Данелия так и не заключил брак с Соколовой и всё больше отдалялся. Этому способствовало и то обстоятельство, что с каждым годом популярность Данелия набирала обороты, и у него появилось много поклонниц. В то время, как сама Соколова частенько отказывалась от серьёзных ролей в пользу мужа и сына — ей хотелось быть с ними каждую минуту.
(Кстати, помните мальчонку в «Джентльменах удачи», который так некстати поднимается с собакой по лестнице, когда «Доцент» сотоварищи решается «подломить» квартиру директора детского садика Трошкина? Это и есть Коля Данелия.)

«ТЫ ОТКАЗАЛСЯ ОТ СЕБЯ, ТЫ ОТКАЗАЛСЯ ОТ МЕНЯ»
С рождением позднего и единственного сына молодая мама, несмотря на то, что ей предлагали много главных ролей, будет просить для себя только маленькие и эпизодические роли, чтобы уделить как можно больше внимания сыну, в котором Люба не чаяла души.
Любовь Сергеевна с улыбкой вспоминала, что, когда у трёхлетнего Коли спрашивали: «Как тебя зовут, мальчик?», он отвечал: «Счастье моё» —  ведь мама его иначе и не называла. Мальчик обожал книги, особенно когда их ему читала мама. «Надевай очки и читай!» — вот фраза, которую Любовь Сергеевна постоянно слышала от маленького сына.
Коле пророчили будущее большого режиссёра. Мать гордилась, что талантом сын пошёл в отца, потому что так же, как и он замечательно рисовал, лепил, писал стихи. После школы он поступил во ВГИК, на режиссерский. И, будучи студентом, снял свой первый короткометражный фильм — «Моментальный снимок», а после защиты диплома — короткометражку «Эй, Семёнов!». Его однокурсники и коллеги отмечали, что Николай Данелия был очень талантлив и очень раним, как многие творческие люди. Он очень больно переживал амурные похождения отца, а затем и предательство.
С горьких воспоминаний Любови Сергеевны я знал, что Данелия очень тяжело болел проводной язвой и Соколова буквально вытянула его с того света, а потом готовила ему отварную еду, каши и кормила с ложечки. В благодарность однажды Георгий Данелия пришёл домой и, не глядя супруге в глаза, тихо сказал: «Люба, прости, но я полюбил другую женщину. И решил на ней женится. Нам надо разъехаться».
После двадцати шести лет совместной жизни Любовь Сергеевна молча собрала вещи и ушла в однокомнатную квартиру к старенькой маме. А Данелия официально женился на режиссёре Галине Юрковой, которая была на двадцать три года моложе Соколовой. Николай не мог пережить предательство отца и, бросив Москву, уехал в Минск, где мы с ним и познакомились. А через полгода, когда он вернулся домой, Николай вдруг перестал отвечать на звонки матери, с которой они созванивались каждый день. Друзья, по просьбе матери, залезли через балкон в квартиру и обнаружили Николая мёртвым, с телефонной трубкой в руке и... стихотворением, посвящённым отцу. В котором были такие строчки: «Ты отказался от себя, ты отказался от меня»...

ДРУЖБА ДВУХ ЗНАМЕНИТЫХ АКТРИС
Несмотря на предательство любимого мужа и трагическую смерть сына, Любовь Сергеевна, к счастью, не сломалась. Она каждый день находила в себе силы и причины жить дальше. О покинувшем её муже дурного слова никогда не сказала. Что помогло ей выстоять? Дружба актрис — явление редкое, но в 80-е годы у народной артистки СССР Любови Соколовой с народной артистской РСФСР Майей Булгаковой было настоящее родство душ.
В 1994 году обе они ехали в машине киностудии на съёмочную площадку. Водитель пытался успеть к моменту, когда прозвучит команда «Камера, мотор!», но не справился с управлением и на большой скорости врезался в столб. Едва открыв глаза в реанимации, Любовь Сергеевна спросила: «Что с Майей?» И врач, отведя глаза, ответил: «Майя Булгакова умерла, не приходя в сознание».
У Соколовой был сломан позвоночник, который потом её беспокоил всю оставшуюся жизнь. Но это не помешало ей много сниматься в кино, выступать на творческих вечерах, где она неизменно читала мои стихи «Доброта», за что я ей очень благодарен. На афише её творческого вечера Любовь Соколова написала мне: «С твоей молитвой о доброте я не расстаюсь! Читаю и люди кланяются и плачут. Спасибо тебе, мой дорогой Артур!»

«ПРОПУСТИТЕ МОЕГО СЫНОЧКА...»
Прочитав публикацию, вы можете задать вопрос: как Любовь Соколова смогла пережить всё то, что обрушила на неё судьба? Мне она в своё время ответила так: «Обижаться никогда и ни на кого нельзя, ни на судьбу, ни на Всевышнего. Что Господь даёт, тому и радоваться надо. А где брать силы? Любить надо. Тогда и силы будут. Любить, несмотря ни на что, всех и всё, что нас окружает. Я радуюсь каждому новому дню, солнцу, деревьям, цветам, добрым людям, которые, слава Богу, окружают меня».
Я помню все наши тёплые встречи. Особенно незабываема последняя. Перед дорогой в Минск, я как всегда допоздна засиделся в маленькой, уютной квартире Любови Сергеевны на улице Черняховского 5. Неожиданно поднялся ветер, пошёл сильный дождь. Я в спешке засобирался на вокзал. На что Любовь Соколова категорически заявила, что обязательно проведёт меня под своим большим зонтом до метро. Мы стали спорить. Но Любовь Сергеевна была неумолима. Мы вышли из дома и в обнимку к друг другу вошли в вестибюль метро. Там Любовь Соколова обратилась к дежурной по станции: «Пропустите моего сыночка доехать до Белорусского вокзала». И, естественно, меня пропустили бесплатно. Но перед этим на глазах у всех мы очень нежно прижались к другу и три раза поцеловались.
Светлая память Любови Сергеевне Соколовой!
«МАМА ЛЮБА» Трудно найти женщину на долю которой пришлось бы столько испытаний, как на народную артистку СССР Любовь Соколову, которой 31 июля 2021 года исполнилось бы 100 лет. Она пережила ад ленинградской блокады, смерть от истощения любимого мужа, а спустя годы, став уже всенародно любимой актрисой, пережила предательство любимого человека, потерю единственного сына и близкой подруги — народной артистки СССР Майи Булгаковой. Но, несмотря на всё пережитое, все те, кто был лично знаком с актрисой, утверждают: Любовь Сергеевна Соколова и в жизни была такой же, как на экране — доброй, отзывчивой, мягкой, всегда стремящейся помочь. И не случайно все её коллеги до сих её зовут «мама Люба», потому что за всю свою жизнь она побывала «мамой» для сотни известных актеров — Валерия Золотухина, Олега Янковского, Юрия Соломина, Никиты Михалкова, Ирины Муравьевой, Барбары Брыльски, Елены Борзовой и многих других. ПЕРВАЯ РОЛЬ Любовь Соколова родилась 31 июля 1921 года в городе Иваново-Вознесенске, ныне Иваново (административный центр Ивановской области). Её родители были простыми людьми и с детства приучили Любу к труду. Поэтому она наравне со взрослыми копала грядки и сажала, ухаживала за животными и убирала дом. Люба с детства была артистична. Соседи знали: если Люба свободна от работы, то обязательно устроит для них театральное представление. В школе Люба с удовольствием выступала на всех праздниках, где плясала и пела, играла в школьном драмкружке. Особенно успешно она играла Агафью Тихоновну в спектакле «Женитьба». На неё обратили внимание в Ивановском театре музыкальной комедии и, в знак признания её таланта, по распоряжению руководства театра, Любе резрешили в любое время бесплатно ходить на все спектакли и репетиции. А когда в театре праздновали юбилей Пушкина, Любе Соколовой предложили участвовать в торжественном концерте и прочесть монолог Онегина. После окончания школы Люба с лёгкостью поступила в Ленинградский педагогический институт имени Герцена. В это время режиссер Сергей Герасимов объявил о конкурсе слушателей в актёрскую школу, которая открылась при «Ленфильме». Соколова подготовила монолог Нины Заречной из чеховской «Чайки». И он так понравился приемной комиссии, что сам Герасимов пригласил её в актёрскую школу (из 1200 человек в школу отобрали только 22 самых талантливых абитуриента). Денег на проживание провинциалки в Ленинграде не хватало. И Люба, в свободное от учёбы время, подрабатывала на вокзале носильщицей чемоданов. ИСПЫТАНИЕ БЛОКАДОЙ Свою первую любовь, Георгия Араповского, Люба встретила в актёрской школе. И в мае 1941-го они поженились. Это были счастливые дни. Из общежития Люба перебралась в квартиру ленинградских интеллигентов — семьи Гриши. Мама — заведующая библиотекой, отец — бывший директор фабрики. В семье помнили композитора Скрябина, который приходил к ним в гости, рассказывали и о мазурке, которую танцевали на императорских балах (семья имела дворянское происхождение). К сожалению, их короткое счастье оборвала война. Мужа на фронт не взяли по состоянию здоровья. С первых дней войны молодая семья рыла противотанковые рвы под Ленинградом, затем, вместе с Гришей и свекровью, работали на авиационном заводе, вытачивали детали для военных самолетов. Из цеха не выходили сутками, работали до тех пор, пока не отказывали руки или не настигал голодный обморок. Гриша старался подкормить молодую жену и уговорами запихивал ей в рот крошки хлеба. Зимой стало гораздо хуже — хлебный паёк сократился с 250 грамм в день до 125. У Гриши голодные обмороки происходили всё чаще, молодой мужчина таял на глазах. Вспоминая то время, Соколова рассказывала: «Чтобы отопить промёрзшую квартиру, мы сжигали мебель. По улицам люди еле передвигались от голода, и от того, что обматывали ноги и тела одеялами, становились похожими на бесформенные тюки». Любовь Сергеевна с дрожью вспоминала пророческие слова свекрови: «Скоро Невский покроется мертвецами... Любочка, прости, но, если я уйду, я тебе сына не оставлю!» Когда мужу стало совсем плохо, Люба не отходила от него ни на минуту и всё время думала, чем покормить Гришу. И вдруг, после многих недель непрерывного голодания, она увидела крысу. И это казалось настоящим чудом. Немедленно убив её и приготовив, Любе очень хотелось съесть крысу, но, видя, как мучительно умирает муж, она отдала поджареный на огне трупик зверюшки ему. Любимый не съел, а буквально проглотил жареную крысятину. И через минуту умер. Страшное пророчество свекрови сбылось: сын угас следом за матерью. Обессиленная Люба осталась с двумя окоченевшими телами в пустой холодной квартире. В блокадную зиму, когда трупы людей были повсюду, хоронить их было некому, а сама обессиленная Соколова сделать ничего не могла. «Я просто чудом выжила. Ведь сколько раз я прощалась с жизнью. И сколько раз боялась, что меня съедят. Это ужасно, об этом старались молчать и не рассказывать, как живые, обезумевшие от голода люди обгладывали трупы. Мне пришлось постараться, чтобы собраться силами, сложить самые необходимые вещи в чемоданчик и, волоча его на веревке по обледенелым улицам, доползти к бывшим однокурсницам в общежитие. Спасибо им, они отпоили кипятком и затиркой из снега и остатков муки. Мой молодой организм сдюжил, я выжила. Позже, придя на Финляндский вокзал, чтобы уехать к матери в Иваново-Вознесенск, я увидела страшную картину: сотни людей сидели и лежали неподвижно. Казалось, они спят, но это были трупы, которые свозили сюда со всего города. Я же погрузилась в грузовичок и «Дорогой жизни», по Ладоге, под непрерывными бомбежками, в полузабытьи, добралась до квартиры, где жила старая мамина подруга, и рухнула ей на руки. А подняться смогла лишь через несколько месяцев, когда поутихла боль в опухших от голода суставах». СТУДЕНТКА ВГИКА Оправившись от пережитого, Соколова задумала продолжить учёбу в киношколе. И в начале лета 42-го года поехала в Москву, спрятавшись в грузовике под тюками с тканями, когда её мама сопровождала партию ивановского ситца и у неё был пропуск в столицу. В Москве Любовь попала на прием к министру кинематографии Большакову и, как блокадница, получила разрешение на обучение во ВГИКе. Правда, самого института в Москве не оказалось — его эвакуировали в Алма-Ату. Больше двух недель Соколова добиралась на поездах. И вот наконец мечта сбылась: она стала студенткой ВГИКа на курсе знаменитых педагогов Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Но лёгкой жизни не было и в Алма-Ате, от которой война, казалось бы, так далеко. Скудных студенческих пайков катастрофически не хватало. Еду выдавали по талонам, а в столовой кормили той же затирухой, которой Люба спасалась в Ленинграде. Общежитие располагалось у подножия гор, в неотапливаемом здании, где морозы зимой доходили до минус 50 градусов. На её глазах двое студентов насмерть замёрзли в общежитии. Будущая актриса, закалённая блокадным Ленинградом, достойно выстояла все испытания. А вскоре ВГИК вернулся в Москву, где с 1946 года в Театре киноактера начнётся блистательная карьера актрисы Любови Соколовой, а через два года — её дебют в кино в фильме «Повесть о настоящем человеке». Всего народная артистка СССР сыграла 389 ролей и была занесена в книгу рекордов Гиннеса, как самая снимаемая актриса в мире. «НАКОНЕЦ-ТО ТЕБЯ УБИЛИ!» О своих ролях Любовь Соколова рассказывала: «Когда я снималась в «Хождении по мукам», мне нужно было сыграть сцену, в которой меня пороли шомполами, а потом я произносила очень сложный монолог. И я настолько эмоционально включилась в этот эпизод, что сыграть второй и третий дубль уже не могла. В картину вошёл первый дубль — даже без озвучивания... Я всегда стараюсь играть роль с максимальной отдачей. Помню, в фильме «Преступление и наказание» я играла Елизавету Ивановну. Мою героиню должны были убить. На съёмочной площадке я старалась не общаться с Тараторкиным, только наблюдала за ним и думала: как бы крыша у него не поехала на почве этого Достоевского. После того, как мы с режиссёром отрепетировали мою сцену, прошло три дня, пока дело дошло непосредственно до съёмок. Так первые два дня я не могла ни с кем общаться — приходила домой и запиралась в своей комнате: боялась потерять нужное состояние. А когда отснялась, пришла домой, свекровь дверь открыла, увидела, что я уже нормально выгляжу, и воскликнула: «Слава Богу! Наконец-то тебя убили!»» ВСТРЕЧА С ДАНЕЛИЯ После потери первого мужа Любовь Сергеевна ещё долго не думала о мужчинах, буквально поставив на своей личной жизни крест. Но в 38 лет, на съёмках «Хмурое утра», за ней стал ухаживать Георгий Данелия. По словам самой Соколовой, поначалу она даже не смотрела в его сторону. Худенький, неказистый грузин совсем ей не нравился, к тому же, как выяснилось позже, он был младше почти на десять лет. Актриса как могла отбивалась от натиска Георгия, который повсюду преследовал её и не давал прохода. В результате женское сердце сдалось. В начале семейной жизни она была необыкновенно счастлива заниматься домашним хозяйством, заботиться о муже, готовить вкусную еду, наводить уют. Ей казалось, что так будет всегда. Но первые нехорошие звоночки начались в их семье после того, как Георгий узнал, что Люба беременна. Режиссер не хотел ребёнка, но, проявив характер, женщина родила сына — любимого Коленьку. Несмотря на рождение сына, Данелия так и не заключил брак с Соколовой и всё больше отдалялся. Этому способствовало и то обстоятельство, что с каждым годом популярность Данелия набирала обороты, и у него появилось много поклонниц. В то время, как сама Соколова частенько отказывалась от серьёзных ролей в пользу мужа и сына — ей хотелось быть с ними каждую минуту. (Кстати, помните мальчонку в «Джентльменах удачи», который так некстати поднимается с собакой по лестнице, когда «Доцент» сотоварищи решается «подломить» квартиру директора детского садика Трошкина? Это и есть Коля Данелия.) «ТЫ ОТКАЗАЛСЯ ОТ СЕБЯ, ТЫ ОТКАЗАЛСЯ ОТ МЕНЯ» С рождением позднего и единственного сына молодая мама, несмотря на то, что ей предлагали много главных ролей, будет просить для себя только маленькие и эпизодические роли, чтобы уделить как можно больше внимания сыну, в котором Люба не чаяла души. Любовь Сергеевна с улыбкой вспоминала, что, когда у трёхлетнего Коли спрашивали: «Как тебя зовут, мальчик?», он отвечал: «Счастье моё» — ведь мама его иначе и не называла. Мальчик обожал книги, особенно когда их ему читала мама. «Надевай очки и читай!» — вот фраза, которую Любовь Сергеевна постоянно слышала от маленького сына. Коле пророчили будущее большого режиссёра. Мать гордилась, что талантом сын пошёл в отца, потому что так же, как и он замечательно рисовал, лепил, писал стихи. После школы он поступил во ВГИК, на режиссерский. И, будучи студентом, снял свой первый короткометражный фильм — «Моментальный снимок», а после защиты диплома — короткометражку «Эй, Семёнов!». Его однокурсники и коллеги отмечали, что Николай Данелия был очень талантлив и очень раним, как многие творческие люди. Он очень больно переживал амурные похождения отца, а затем и предательство. С горьких воспоминаний Любови Сергеевны я знал, что Данелия очень тяжело болел проводной язвой и Соколова буквально вытянула его с того света, а потом готовила ему отварную еду, каши и кормила с ложечки. В благодарность однажды Георгий Данелия пришёл домой и, не глядя супруге в глаза, тихо сказал: «Люба, прости, но я полюбил другую женщину. И решил на ней женится. Нам надо разъехаться». После двадцати шести лет совместной жизни Любовь Сергеевна молча собрала вещи и ушла в однокомнатную квартиру к старенькой маме. А Данелия официально женился на режиссёре Галине Юрковой, которая была на двадцать три года моложе Соколовой. Николай не мог пережить предательство отца и, бросив Москву, уехал в Минск, где мы с ним и познакомились. А через полгода, когда он вернулся домой, Николай вдруг перестал отвечать на звонки матери, с которой они созванивались каждый день. Друзья, по просьбе матери, залезли через балкон в квартиру и обнаружили Николая мёртвым, с телефонной трубкой в руке и... стихотворением, посвящённым отцу. В котором были такие строчки: «Ты отказался от себя, ты отказался от меня»... ДРУЖБА ДВУХ ЗНАМЕНИТЫХ АКТРИС Несмотря на предательство любимого мужа и трагическую смерть сына, Любовь Сергеевна, к счастью, не сломалась. Она каждый день находила в себе силы и причины жить дальше. О покинувшем её муже дурного слова никогда не сказала. Что помогло ей выстоять? Дружба актрис — явление редкое, но в 80-е годы у народной артистки СССР Любови Соколовой с народной артистской РСФСР Майей Булгаковой было настоящее родство душ. В 1994 году обе они ехали в машине киностудии на съёмочную площадку. Водитель пытался успеть к моменту, когда прозвучит команда «Камера, мотор!», но не справился с управлением и на большой скорости врезался в столб. Едва открыв глаза в реанимации, Любовь Сергеевна спросила: «Что с Майей?» И врач, отведя глаза, ответил: «Майя Булгакова умерла, не приходя в сознание». У Соколовой был сломан позвоночник, который потом её беспокоил всю оставшуюся жизнь. Но это не помешало ей много сниматься в кино, выступать на творческих вечерах, где она неизменно читала мои стихи «Доброта», за что я ей очень благодарен. На афише её творческого вечера Любовь Соколова написала мне: «С твоей молитвой о доброте я не расстаюсь! Читаю и люди кланяются и плачут. Спасибо тебе, мой дорогой Артур!» «ПРОПУСТИТЕ МОЕГО СЫНОЧКА...» Прочитав публикацию, вы можете задать вопрос: как Любовь Соколова смогла пережить всё то, что обрушила на неё судьба? Мне она в своё время ответила так: «Обижаться никогда и ни на кого нельзя, ни на судьбу, ни на Всевышнего. Что Господь даёт, тому и радоваться надо. А где брать силы? Любить надо. Тогда и силы будут. Любить, несмотря ни на что, всех и всё, что нас окружает. Я радуюсь каждому новому дню, солнцу, деревьям, цветам, добрым людям, которые, слава Богу, окружают меня». Я помню все наши тёплые встречи. Особенно незабываема последняя. Перед дорогой в Минск, я как всегда допоздна засиделся в маленькой, уютной квартире Любови Сергеевны на улице Черняховского 5. Неожиданно поднялся ветер, пошёл сильный дождь. Я в спешке засобирался на вокзал. На что Любовь Соколова категорически заявила, что обязательно проведёт меня под своим большим зонтом до метро. Мы стали спорить. Но Любовь Сергеевна была неумолима. Мы вышли из дома и в обнимку к друг другу вошли в вестибюль метро. Там Любовь Соколова обратилась к дежурной по станции: «Пропустите моего сыночка доехать до Белорусского вокзала». И, естественно, меня пропустили бесплатно. Но перед этим на глазах у всех мы очень нежно прижались к другу и три раза поцеловались. Светлая память Любови Сергеевне Соколовой!