Найти в Дзене
Coracero

Лучшее из того, что есть. В фильме "Топ Ган: Маверик".

Оглавление

Одно из преимуществ такого кино, как ностальгический "Топ Ган: Маверик", при создании которого сценаристы не особо напрягались, в том, что оно состоит из четырёх слабо связанных между собой частей.

Вступительный видеоклип, история пепелаца, воздушные тренировки и пляжные виды спорта, а, напоследок, наконец-то, (абсолютно не)реальный воздушный бой. Каждая из этих частей имеет свой завершённый сюжет, только один из всех персонажей, и тот второго плана, имеет сквозное развитие характера в двух частях фильма.

Можно смотреть как сериал, с перерывами, либо, пропуская неинтересное, сразу к экшону. При создании обзора на фильм, ничего не мешает делать отдельные статьи на каждую из этих частей.

  • ссылка на предыдущую ниже, но, на самом деле, можно читать эту статью и без ознакомления с первой:

Что интересно отметить, как и во французских "Рыцарях неба", самые лучшие, по сюжетному наполнению и артистичности, воздушные сцены - это сцены учебных вылетов. Вот только, снимавшим всё вживую с реальными самолётами, французам, учебные вылеты и бои исполнять в кино проще было по, скажем так, очевидной причине. Американским танцорам от компьютерной графики, тоже что-то мешало, но непонятно, что именно.

Чтобы совсем не оставлять читателя в неведении о том, что видел зритель в первые пятнадцать минут фильма. Краткое содержание.

  • вступительный музыкальный клип:

Жил-был американский лётчик мега-ас Маверик, за непревзойдённое искусство пилотажа исполняемый актёром Томом Крузом. Жил он в ангаре, со старым самолётом и кучей мотоциклов, работал в другом ангаре, с молодым и горячим гиперзвуковым пепелацем.

Во время испытательного полёта на премию Дарвина рекорд книги Гиннеса достижение скорости в 10 Маха, пепелац сделал бум, а Кукуруз сделал вжух. И то, и другое произошло при невыясненных обстоятельствах*, но Кукуруз в фильме остался, а пепелац - нет.

  • в комментариях гневно отвергли версию капсульного отстрела всей кабины, как не кинематографичную, впрочем, признаков именно такой или хоть какой-нибудь системы катапультирования на пепелаце показано не было
-2

Тяжело в учении, зато быстро.

Когда злой контр-адмирал закончил распекать капитана-по-флотски Маверика, как молодого, то отправил его на новое место службы. Под конвоем, чтоб не удрал (в итоге, правда, удрал конвой).

-3

Ох, и свежи у него были воспоминания о посещении базы военно-воздушных анархистов. Общение у них поставлено с драматическими намёками* на сложные отношения, один с оттяжкой произносит "сэр", другой с ударением "капитан". Как будто между ними не одна ступенька в званиях, а не менее четырёх.

  • в русском дубляже этот момент не так заметен, зато говорят все разборчиво - спасибо актёрам озвучки за это, а то речь Кукуруза в оригинале приходилось по английским субтитрам читать,
  • возраст, однако, Крузу уже слегка за 60, голос не звенит

Злой адмирал отчаянно мечтает о будущем, когда никаких пилотов не будет, потому что...

-4

В принципе, фильм мог бы так подать ситуацию, которая в прошлом привела к созданию лётно-тактических курсов Топ Ган в США*. Когда на рубеже 1960-1970-х годов авиация дошла до такого уровня автоматизации и "ракетизации" вооружения, что лётный состав стал утрачивать, за мнимой невостребованностью, тактическое мастерство и искусство пилотажа в воздушном бою.

  • в СССР специализированная структура под такие проблемы уже была - 4-й центр боевого применения и переучивания лётного состава ВВС создан ещё в 1953-м году, но саму проблему осознали не сразу
  • в США флотские курсы "Топ Ган" - это, официально, Navy Fighter Weapons School/школа истребительной авиации флота, созданная в 1969-м году

Но киноделы не заморачивались, оставив очень неясную отсылку, которая подозрительно похожа на сюжет фильма "Стелс" с тамошним самолётом-яндекс-алисой. Как обычно, намёк можно увидеть, только если что-то знать про историю создания "Топ Ган" или успеть прочитать о ней в тексте перед показом названия фильма, а потом догадаться о сути таких заморочек*.

  • нет, про обстоятельства создания, реальный импульс к которому дали вьетнамские лётчики на советских и китайских самолётах, в фильме говорить ничего не будут - обидно же
  • вместо перевода, я сценку покажу, потому что когда-то такой уровень бестолкового пафоса про "лучших из лучших, потому что они лучшие из лучших, чтобы быть лучшими из лучших" считали достойным обыгрывания в комедии:

Задача нашему мега-асу ставится простая, за три недели (потом срок ещё ужмётся) подготовить почти не летавших вместе пилотов к групповому боевому вылету на поражение особо заковыристого объекта. Для киношного Кукуруза - сущая ерунда.

Подробнее об этой цели говорить придётся уже в следующей статье, потому что там уже не один сержант Графоуни, этих пиксельных оглоедов не меньше роты, и много технических деталей на разбор.

Сходу нужно сказать только одно, вот этот "заборчик" из пусковых установок С-125 (без остального ЗРК, только пусковые), что сценаристы приказали своим рабам 3D-художникам натыкать на вершинах гор - это не какая-то стилизация для адмиральской презентации. В реальном киношном бою всё покажут именно так.

Про почти не летавших, надо сразу уточнить, что, как минимум, один экипаж двухместного F-18F впервые встретился друг с другом в день, точнее, вечер перед началом учёбы у Кукуруза. А ещё кто-то киношный Хогвартс ругал, за постановку учебного процесса.

На моменте представления новых персонажей фильм смотрится так, как будто его сильно порезали. Все обо всех знают, кроме зрителя. Перемывают друг другу косточки, прямо во время первой встречи.

Киноделы сразу показывают, кто в фильме будет на первом плане, потому что из заявленных 12 выпускников "Топ Гана", что должен готовить Маверик, какое-то заметное время в кадре получат четверо. Тот экипаж, что только что познакомился, сын предыдущего напарника Кукуруза и его антагонист: Боб и Феникс, Задира и Палач, соответственно.

В русском дубляже большинство прозвищ переведено верно, кроме одного. Задира/Rooster - это, на самом деле

-8

На английском его прозвище должно было символизировать сразу и задиристый нрав, и родственные связи с отцом-Гусём, напарником Скитальца/Маверика, но на русском могло выйти, скажем так, неловко при прямом переводе, с намёком на излишнюю инклюзивность.

-9

Чтобы избежать двусмысленностей, а также подчеркнуть двойственность характера персонажа, который переключается с задиры на нытика, при воспоминаниях об отце и при общении с Кукурузом, далее, в нашем повествовании, он будет Сынагусем.

Представлением одного из персонажей (прозвище - Омаха), вообще, пожертвовали ради очередного особо тонкого намёка на развитие роли Кукуруза.

При всём том, что мы не отказываем себе в удовольствии поиздеваться над персонажами, а над Бобом, который освоил искусство сидеть столь недвижимо, что стал невидим для глаз, успевают схохмить и киноделы.

  • я сделал обратную шутку на скринах, а в фильме, только Феникс своего нового напарника Боба и заметила

Выпускники курсов Топ Ган - это опытные военлёты, они не первый год на службе. Но, как и с представлением зрителям Маверика в начале, в фильме это показано только для "продвинутого пользователя кино", все остальные будут задаваться вопросами, "кто все эти люди?" и почему на важную миссию летят какие-то курсанты.

Откуда взялась местная лавстори, также, непонятно. Актрисе Дженнифер Коннелли в 1986-м было 16 лет и ни на одну из девушек в тогдашнем околокрузовом пространстве типажом она не походит, но персонажи усиленно делают вид, что знают друг друга очень давно и их отношениям уделено много времени.

-11
-12

Личный состав к списанию готов, самолёты к вылету!

На этапе тренировочных вылетов, киноделы решили-таки, внести в сюжет ностальгического фильма нечто похожее на оригинал. Отчасти, это даже удалось. Отчасти. Собственно, сюжетно, это самая крепкая часть фильма, с внятно поданной мотивацией героев, их раскрытием и развитием характеров, хотя последнее скомкано, за недостатком экранного времени.

За основу конфликта системы подготовки пилотов с реальностью, что должен исправить главный герой, взяли тот факт, что ВВС и ВМС США давно уже не противостояли противнику, над которым не имели бы качественного и количественного, одновременно, превосходства. И это ставит вопрос, а смогут ли они, конкретно, палубные лётчики, выполнить боевую задачу, встретив более сильного противника. В фильме эта тема подана намёком, через историю "плохиша"/Палача, который единственный, кто кого-то сбил в воздушном бою, но при встрече с другими выпускниками Топ Гана над ним издеваются, что летал его враг на "музейном экспонате*". Ну а Кукуруз, конечно же, всё понимает и рубит правду напрямую, перед адмиралами.

  • единственным самолётом, сбитым американским пилотом в 21-м веке, считается сирийский Су-22

Те поддерживают его и начинают внушать личному составу страх перед противником, у которого есть истребители пятого поколения.

-13

Нагнетание опасности, со стороны самолётов пятого поколения, ведётся без какой-либо конкретики. Они страшные, это всё, что нужно знать зрителю, по мнению киноделов. Если бы, в дальнейшем, в фильме они не появились, то этот кинематографический приём, с дозированием информации, мог бы даже сработать.

Отсутствие подробностей позволило киноделам здорово сэкономить на постановке сцен воздушных боёв и на отрисовке 3d-моделей самолётов. Раз зритель не знает, к чему готовят лётчиков, то и не поймёт, что подготовка, с самого начала, свернула куда-то не туда.

А она свернула.

-15

Все курсанты и сам Маверик поднимаются в небо на "Суперхорнетах" F-18E и F-18F (одноместном и двухместном, соответственно), насколько это можно понять по внешнему виду, и, судя по лёгкой обшарпанности машин, речь не о самолётах нового заказа, который был сделан в 2018-м году, примерно, в то же время, как начались работы над фильмом.

Использование своих самолётов пятого поколения, для тренировки лётчиков, в фильме не рассматривается. Дорого же, новые модельки рисовать.

На первом этапе, Кукуруз должен провести серию воздушных боёв против пар самолётов. Какой-то смысл в такой тренировке будет, только, если предположить, что его на курсантов наводит диспетчер, имитируя атаку "на чужом поле". В ином случае, нужно предположить, что, к своему эльфийскому долголетию, Кукуруз получил ещё и эльфийский взор ясный. Потому что ни у одного из курсантов не было слышно сигналов предупреждения об облучении радаром.

-16

На это намекает и положение самолёта Маверика перед появлением, позднее в фильме будет сказано, что минимальная граница высот в первых учебных боях - 5.000 футов/1.524 метра, в дубляже границу округлили до 1.500 метров.

В оригинальном фильме, такими "подлыми" приёмами, инструкторы доводили до заносчивой молодёжи простую истину - противник не будет выполнять их полётное задание. Однако, Кукуруз подобное преимущество использовать не может, поскольку, в современном фильме, он больше супергерой, чем инструктор. Его авторитет и отвага не могут ставиться под сомнение. Побеждать он должен лишь своим опытом и мастерством.

Поэтому внезапное появление Кукуруза используется только для..., внезапного появления Кукуруза. Затем объявляется начало воздушного боя, с фехтованием на пушках. Бои идут с предсказуемым финалом и непредсказуемым монтажом, потому что, описывать процесс одерживания побед, техзадания сценаристам никто не давал.

И так четыре раза, с четырьмя парами. Проигравшие экипажи отправляются усваивать материал, отжимаясь на полосе.

-18

Несмотря на то, что смысл происходящего вышел на перекур и упал с лестницы, это, всё ещё, хорошая часть фильма. Киноделы грубо и неумело, по шаблонам кинокомиксов, делают из Скитальца положительного и ностальгического, для зрителей, персонажа.

Ну а Маверик показывает, что четыре вылета в сутки, с учебными воздушными боями, на шестидесятом году жизни, а на второй день ещё раз четыре - ерунда, если киноделы боятся вызвать у зрителя ассоциации с чем-то вроде этого

-19

По той же причине, никто из молодых и здоровых лбов и лбиц не пытается просто загонять возрастного Кукуруза, маневрируя с большими перегрузками. Хотя это один из реальных методов борьбы с неизвестным противником, какое бы НЛО на тебя не летело, сколько бы часов его пилота не тренировали, физически, за штурвалом сидит такой же человек. А ведь все участники учебных боёв знают, что машины у них одинаковы.

Даже имеющий к Маверику сложносочиненные претензии Сынагусь, ограничивается попыткой взять на слабо в пикировании, рискуя своей жизнью и карьерой, он нарушает нижнюю границу высот в полёте.

Результат не меняется.

-21

По итогам всей этой аэробатики, можно заметить ещё один нюанс фильма, который непонятно куда отнести. Доставшиеся Маверику ученики ведут себя в воздухе довольно пассивно, летят по прямой, не пытаясь как-то подловить своего внезапного учителя, да и осматриваются неохотно. Посадить в любую пару, на место оператора двухместного F-18F, обычного водителя маршрутки, и у Кукуруза шансов не будет проявить свою тягу к внезапности.

С одной стороны, это "косяк". Лётчики так себя вести не должны. С другой, зрителю наглядно показывают разницу в "классе", потому что герой Тома Круза головой крутить не забывает.

Самолёты к списанию готовы, личный состав по машинам!

Второй этап подготовки - это прохождение учебного маршрута к заковыристой цели и поражение учебной же мишени. Если бы далее, в фильме, киноделы не решили показать, как они представляют этот процесс в боевой обстановке и саму обстановку, то к данному этапу подготовки, почти не было бы вопросов. Но это уже разговор для следующей статьи с разбором.

Сам маршрут - это путь по горному ущелью, каньону, обсаженному по вершинам забором из одиноких пусковых установок, что должен вывести к закрытой горной же долине, на дне которой и прячется цель. Пройти его нужно быстро, не дав той стороне времени отреагировать. Горы закроют от обнаружения радаром, время защитит от появления истребителей пятого поколения.

-22

Минус плана в риске полёта в каньоне на большой скорости, а на входе и выходе из долины, придётся выполнить два вертикальных с большими перегрузками, превышающими предельные эксплуатационные параметры самолётов. В фильме предельная эксплуатационная перегрузка для F-18 названа правильно - 7,5 g. Перегрузка на выходе из долины, по фильму, от 9 до 10 g, расшифровывая, самолёт и экипаж ощутят силу тяжести в 9-10 раз больше обычной, привычной нам силы тяжести в 1 g.

Такие перегрузки может перенести человек, в хорошей физической форме, отделавшись микротравмами и повреждениями кровеносных сосудов, но при регулярном их повторении хорошей форма быть перестанет.

У самолёта проблемы с целостностью конструкции могут произойти после первого же такого захода. Пока человеки не освоили живой металл, сами собой мелкие повреждения не исчезнут и могут, катастрофически, проявиться в следующем же вылете с запредельной нагрузкой. Cамолёт потребует обследования на предмет повреждений и, по их обнаружению, вполне может уйти на ремонт или списание.

...Мы все перенесем с тобой -
Мы люди, а она стальная...
Сергей Орлов, 1944-й год

В целом, это разумно поставленная боевая задача*, пусть и с огромным риском. Редкость для современного голливудского кино.

  • не думать, что они из неё потом сотворят, не думать, не думать...
-24

При отрисовке этих вылетов киноделы допускают ошибки, те самые киногрехи, которые некогда были очень популярны, но скатились в халтуру, вместе с кино. Один из примеров - использование радаров, когда самолёты, на учебном маршруте, идут внутри каньона. В первом же полностью показанном вылете, с прохождением всего маршрута. Это, сразу, и нарушение скрытности движения, и просто бесполезная трата внимания, поскольку на реальном маршруте, а не на полигоне, на радаре они будут видеть только горы.

-25

И внезапный Кукуруз всё равно случился сзади, хотя на радаре его метка была спереди-слева по курсу.

Собственно, главный вопрос к этой части фильма, сколько же было сделано каждым экипажем вылетов с прохождением участка с предельными перегрузками*?

  • я не знаю, как именно проводится дефектоскопия самолётов, вообще, и в США, в частности, возможно, есть какие-то быстрые методы, поэтому не могу рассматривать, как ошибку киноделов, что самолёты не менялись после каждого такого вылета

В фильме этого не показывают. По идее, маршрут должны полностью пройти все экипажи - это 12 человек на 8 машинах - и по несколько раз, для закрепления. Срок, на начало этой фазы подготовки - 10 суток.

То есть, при наихудшем развитии событий и наиболее интенсивной подготовке, по вылету в сутки, в ремонт/на списание уйдёт 80 самолётов, плюс ещё четыре на первом "мягком" проходе (там и так один самолёт разбили) и один на "сюжетном" полёте самого Маверика. И заранее предсказать, что худшего варианта не случится, вряд ли возможно, да и экипажи, с такой подготовкой, можно превратить из молодых и здоровых людей в кисель.

-26

При таком раскладе, следующей частью можно снимать шпионский боевик о том, как Россия, Китай или Иран вербовали Кукуруза (и "сливали" координаты завода по обогащению урана). Потому что именно он убедил всех внести в план подготовки вылеты с запредельными перегрузками.

Шутка. Или нет?

Так или иначе, самая скучная часть обзора - это самая лучшая часть фильма, помимо бодрого, но бестолкового, экшена и отличной графики, о наличии которой можно догадаться только по происходящей на экране дичи, это то, ради чего его и стоит смотреть.