24 августа 2001 года лайнер Airbus A330 авиакомпании Air Transat выполнял пассажирский рейс по маршруту Торонто-Лиссабон. Самолёт почти новый, всего два года как вышел с завода. На борту находилось 306 человек - 293 пассажира и 13 членов экипажа.
Первые 5 часов полёт нормальный. Прямо над Атлантикой на высоте 12 км пилоты обнаруживают, что из правого бака уходит керосин. Быстро, причём, уходит. Самолёт напичкан электроникой, но опытные пилоты, что приборы врут. Между тем топливо улетучивалось быстрыми темпами, а самолёт находился посреди океана. Когда в правом баке керосина почти не осталось, экипаж решил перекачать его из полного левого бака.
Идея оказалась так себе. Вскоре горючее закончилось во всех баках. Высота 12 километров, на борту 306 человек, за спиной 47 тонн улетучившегося топлива, а внизу только океан. Вскоре вырубилось электричество, но его смогли восстановить при помощи аварийной турбины.
Так как трансатлантический воздушный коридор был загружен, диспетчер перевёл рейс в другой коридор, пролегающий на 100 километров южнее. Благодаря этому маршрут проходил неподалёку от Азорских островов. Когда у самолёта пропала тяга, до ближайшего острова оставалось 120 километров, а на нём была пригодная для посадки авиабаза. Лайнер начал планировать с высоты 10 600 метров.
Дотянув до острова пилоты увидели спасительную полосу. Но здесь экипажу предстояло справиться с несколькими трудностями. Во-первых, до полосы нужно долететь не потеряв скорость раньше, чем нужно. Цена ошибки - встреча с газоном на скорости 200 км/ч прямо перед полосой. Во-вторых, к ВПП нужно подлететь на скорости не больше, чем нужно. Неверные решения и борт прокатится по ВПП и уедет дальше. Остановится, но опять же носом в землю. Дотянул до полосы с верной скоростью? А теперь затормози-ка без реверса двигателей! Сожги покрышки, упрись ногами в землю, сделай что угодно, но останься на полосе до того, как она закончится.....
В ходе посадки взорвалось 8 шин, но пилоты успешно остановили самолёт там, где он и должен был остановиться. В итоге эйрбас пролетел без топлива бОльшую дистанцию, чем кто-либо в истории и ещё умудрился благополучно сесть.
Перед следователями встало два основных вопроса:
1. Кто придумал экипажу такое приключение с топливом?
2. Почему экипаж не принял мер до того, как израсходовал весь керосин?
По первому вопросу: нашли утечку в правом двигателе. Она образовалась из-за того, что технический персонал при ремонте двигателя использовал гидравлический насос с другого двигателя. Ну чтобы самолёт не стоял пока ждут нужную деталь и генерировал прибыль. При этом место крепления насоса в новом двигателе имело несколько другую конфигурацию. Так, шланги топливной и гидравлической систем теперь располагались почти в упор друг к другу, хотя по указаниям производителя между ними должен быть зазор. В итоге, из-за вибраций армированный шланг маслопровода начал тереться о резинометаллический шланг топливной системы. Во время полёта в топливном шланге образовалась течь и пошёл керосин рекой в океан. Авиакомпания заплатила за это штраф 250 млн$.
По второму вопросу. Экипаж не следовал руководству по эксплуатации, в котором было чёрным по белому написано, что не нужно открывать перепускной клапан между баками, если в одном из них утечка. Но пилоты не поверили приборам и стали своими руками сливать оставшийся керосин. Чтоб самолёт смог убедить КВСа в том, что приборы не врали, нужно было отправить в океан все 47 тонн до последней капли.
В итоге Роллс-Ройс запретил использовать детали с других движков. Airbus изменил инструкции пилотам и модифицировал систему оповещений об остатках топлива. Действия пилотов во время планирования и посадки были признаны профессиональными. Им была вручена премия за лётное мастерство «За самое длинное в истории планирование».
"Расследования авиакатастроф" в Telegram