Когда-то нормальной практикой было анонсировать проект максимум за полгода до релиза, чтобы игроки примерно понимали, что их ждет. Но бывают ситуации, когда известные компании нас обманывают и делают анонсы за пару лет до выхода своего продукта, а потом на релизе он оказывается вообще не тем, что мы себе представляли.
Мы решили сделать подборку именно таких ситуаций, чтобы еще раз напомнить о том, как часто разработчики нам врут и что сегодня точно не стоит делать предзаказы, даже если у студии долгое время была безупречная репутация.
TimeShift (2007)
Начнем с проекта, анонс которого оказался обманным всего за год до полноценного релиза. Как за такой короткий срок разработчики умудрились полностью переделать свое детище, до сих пор остается загадкой, но то, что стало в разы хуже, — это факт. Анонс TimeShift произошел в 2006 году в виде небольшой демки, которая распространялась на диске вместе с журналом Xbox. В те годы подобное было удивительной практикой, поскольку демо-версии делали только для ПК, да и в небольшом количестве. Большинство разработчиков предпочитали обходиться трейлерами.
Так что же в итоге изменилось? А дело в том, что через год релизная версия TimeShift потеряла весь свой шарм и уникальность. Синие тона из демки превратились в какую-то сплошную серость, напоминающую оформление оригинальной трилогии Gears of War, вместе с этим полностью изменили оружие и убрали несколько механик. Релизная версия TimeShift ощущалась как порезанный шутер, который пытается подражать коллегам по жанру тех времен. Именно за счет этого продажи оказались провальными, и уже через пару месяцев о проекте все забыли.
Смотрите также: И мое сердце остановилось. Лучшие игры с замедлением времени
Resident Evil 4 (2005)
В случае с Resident Evil 4 все не так однозначно. Разработчики точно не хотели обманывать игроков, но по какой-то причине отдел маркетинга начал рекламировать проект слишком рано, из-за этого игра еще до релиза получила море критики. Дело в том, что оригинальную Resident Evil 4 переделывали несколько раз, и после каждых изменений анонсировали заново, а потом этот странный алгоритм повторялся снова и снова.
Сперва появилась обрезанная версия на PS2, а параллельно с ней выпустили эксклюзивный вариант Resident Evil 4 для Nintendo, где все действия вообще происходили только в замке. Потом настало время запускать игру на GameCube, но из-за специфического управления босс по имени Уроборос был слишком сложным, что в итоге привело к отказу выпускать проект на данной платформе. С другими платформами разработчики тоже никак не могли справиться, и многие их идеи приходилось отметать еще на ранних этапах создания игры. Все изменилось только с приходом Синдзи Миками, который встал у руля студии и наконец-то понял, как из всех наработок собрать ту Resident Evil 4, в которую вы сегодня можете поиграть.
В целом игра-то вышла не плохая, но вы только представьте, сколько разных анонсов повидали геймеры в те годы? Да из них можно было минимум 3 новых части Resident Evil собрать, но в итоге все сошлось на «четверке».
Conker’s Bad Fur Day (2001)
Появление франшизы Conker’s вообще стало одной из самых странных ситуаций в игровой индустрии. Изначально студия Rare, которая много лет занималась разработкой серии, представила миру трейлер милого платформера с бельчонком в главной роли. Реакция игроков оказалась неоднозначной, но в начале 2000-х в целом выходило не очень много игр, поэтому что-то заработать на таком продукте создатели все же могли.
Тем не менее по ходу разработки Rare столкнулась с проблемой под названием Banjo-Kazooie, которая должна была выйти раньше. Критики и геймеры начали во все горло кричать, что Conker’s Bad Fur Day, которая в тот момент еще называлась Twelve Tales: Conker 64, полностью копирует другой платформер и обвиняли создателей в краже основных идей. В итоге студии ничего не оставалось, как полностью изменить концепцию своего продукта и даже поменять название.
На выходе игра для детей превратилась во взрослых платформер с сумасшедшей белкой, которая постоянно делала пакости, сквернословила и даже не упускала возможности сломать 4 стену, чтобы оскорбить игрока. Стала ли Conker’s Bad Fur Day успешной? Сложно сказать, игра продавалась неплохо, и в итоге за счет нее появилась целая серия платформеров для взрослых, но те, кто увидел первый анонс этой игры, точно остались разочарованы, ведь они ожидали вообще другого.
The Last of Us (2013)
Сегодня мало кто помнит анонс первой The Last of Us, но это один из тех примеров, когда на релизе игра потеряла одну из главных своих фишек. Дело в том, что первый показ проекта состоялся в 2012 году на Е3 и PAX Prime. У разработчиков уже был практически готовый продукт и именно поэтому они решили порадовать геймеров полноценным геймплеем, а не выкатывать просто красивый ролик без игрового процесса. Игра понравилась аудитории, и во многом за счет невероятно умного ИИ, но в итоге именно с этим Naughty Dog и облажались.
В релизной версии The Last of Us враги стали заметно тупее, их поведение вообще не соответствовало тому, что нам продемонстрировали во время анонса. Я скажу больше: ИИ уже отставал от некоторых игр, вышедших в начале 2010-х, и почему так случилось, нам не объяснили до сих пор. Например, в анонсе неоднократно показывали, что враги могут устраивать главному герою засаду и неожиданно нападать на него. В релизной версии этого и близко не было, потому что большинство противников при виде Джоэля тупо убегали от него и пытались как можно быстрее найти укрытие.
Да, подобные косяки не помешали The Last of Us стать шедевром, но ее спасло только то, что разработчики провалились только по части ИИ, а все остальное было сделано отменно. Если бы они допустили еще хоть одну ошибку, то кто знает, какие бы оценки получила The Last of Us. Ну и это еще один яркий пример того, когда точно не стоит делать предзаказ за год до релиза.
Aliens: Colonial Marines (2013)
Это тот случай, когда анонс игры не просто стал обманом, а еще и умудрился привести к судебным разбирательствам. Дело в том, что предрелизный трейлер Aliens: Colonial Marines вообще не соответствовал действительности, а вышел он за год до полноценного релиза. Параллельно разработчики за полгода до выхода проекта заявили, что не делали упор на консоли тех времен, потому что они, видите ли, уже устарели, но и с ПК версией все оказалось куда хуже, чем все ожидали.
Ситуация была один в один, как с Cyberpunk 2077, только вот создатели Aliens: Colonial Marines получили несколько судебных исков за вранье, и именно после релиза разработчики начали писать в трейлере, что это ранний билд и они отказываются от ответственности.
Возможно, игроки бы и приняли Aliens: Colonial Marines хотя бы на ПК, но и там все оказалось не так гладко, как утверждали разработчики. На релизе многие заметили, что проект переполнен багами, а ИИ ксеноморфов вообще не соответствует тому, который был заявлен в последнем трейлере. Они оказались настолько тупыми, что играть в это было невозможно, а когда весь игровой процесс еще и сопровождают баги, то даже при большом желании получить удовольствие от геймплея не получилась. Разработчики с горем пополам разобрались с судебными разбирательствами и вроде как поняли, что игроков и критиков лучше не дурить. Но кто знает, может, в будущем они попробуют провернуть свою аферу еще раз.
Смотрите также: 10 игр, которые раздули несусветный хайп и с треском провалились
Anthem (2019)
Сложно было не вспомнить Anthem, ведь это один из ярких примеров обмана последних лет. Кто-то подумает, а чего тогда в этой подборке нет Cyberpunk 2077, которая вышла через год и с треском провалилась из-за своего технического состояния, но там ситуация совершенно другая. Во-первых, поляки так и не показали версию для консолей предыдущего поколения, но врали, что она нормальная. Во-вторых, они по большей части выпускали кинематографичные трейлеры и старались не демонстрировать геймплей, поскольку прекрасно понимали, что игроки могут быть в ярости. А, в-третьих, ПК версия Cyberpunk 2077 все-таки была вполне играбельной прямо на релизе. С Anthem ситуация совершенно другая, ведь они врали и в геймплейных роликах, и в кинематографичных трейлерах. А на релизе игра оказалась вообще не тем, что нам обещали.
Такое впечатление, что из Anthem на релизе вырезали кучу контента и потом хотели продавать его отдельно. Тем не менее недовольство игроков было настолько большим, что на продолжение доработок игры у разработчиков просто не хватило сил. Ходят слухи, что после первого анонса сотрудники студии вообще были в шоке от увиденного. Им никто не говорил делать то, что уже заявили в трейлере, и они понимали, что некоторые вещи вообще не в состоянии реализовать. Именно поэтому анонс Anthem — это величайший обман последних лет, ну и мы прекрасно знаем, к чему это привело в будущем. Можете уже не ждать Anthem 2.0, ей конец…
Halo Infinite (2021)
Все помнят первую версию лица Крэйга во время анонса Halo Infinite, и как же хорошо, что разработчики услышали критику и не оставили его в релизной версии. На самом деле во время первого показа создатели проекта наобещали слишком много. При этом разработка продвигалась настолько медленно, что релиз даже пришлось сдвинуть на один год. В результате положительно это сказалось только на одиночной кампании.
Halo Infinite — это действительно серьезный обман игроков, но именно по части мультиплеера. Дело в том, что на релизе он оказался слишком сырым и, к сожалению, остается таким по сей день. Разработчики пытаются выкатывать новые сезоны, но интерес к игре уже давно пропал, а они, на минуточку, вышли вместе с самой провальной частью Call of Duty за последние годы и практически неиграбельным Battlefield 2042. Ну как в такой ситуации не застолбить за собой место главного шутера на следующие несколько лет? Оказывается, можно, и такое впечатление, что причина тому банальная лень и отсутствие опыта.
В то время, как Activision торжественно вернулась с новой Call of Duty MW 2 и опять побила рекорды по продажам, а Battlefield 2042 всеми силами довели до ума и сумели вернуть часть аудитории, про Halo Infinite просто начали забывать. А я напомню, что в ней до сих пор нет многих плюшек в мультиплеере, которые были на анонсе, а также по сей день не добавили кооператив, который всегда был фишкой серии. И как после такого релиза, который практически не соответствует первому показу, верить Microsoft? Решайте сами.
Duke Nukem Forever (2011)
Ну и напоследок у нас долгострой всея долгостроев — Duke Nukem Forever. Столько ранних билдов, сколько было у старины Дюка, не было наверно ни у одной другой игры в мире. Если вы вдруг не знали, то первая версия Duke Nukem Forever разрабатывалась еще в конце 90-х. Впервые трейлер показали на Е3 1998 года, и тогда проект был на движке от первого Quake. Выглядело все неплохо, но почему-то разработчики решили перевести игру на движок Unreal, и примерно в этот момент процесс создания пошел по известному месту.
В 2001 году все на той же Е3 показали еще одну сборку, которая прямо-таки удивила игроков. Графика по меркам тех лет была просто на высоте, а вместе с этим создатели умудрились реализовать реалистичное освещение и стеклянные эффекты, которых в начале 2000-х в играх практически не было. К сожалению, именно самый удачный вариант Duke Nukem Forever так и не увидел свет, потому что в 2003 году разработку опять перезапустили.
Примерно в 2005 нам показали очередную сборку, которая полностью копировала Doom 3 и тем самым вызвала шквал критики, но и на этом мучения Дюка не закончились. Как известно, из заявлений разработчиков, создание той версии Duke Nukem Forever, которую мы с вами увидели, началось только в 2006 году. То есть они анонсировали целых 3 разных версии проекта, и по каким-то причинам каждый раз все это сворачивали и начали сначала. Это, пожалуй, самый яркий пример того, как не стоит верить создателям игры, которые делают анонс сильно заранее и даже не озвучивают примерную дату выхода.
На этом наше путешествие в прошлое подошло к концу. Конечно, это не все релизы, которые обманывали нас красивыми трейлерами, но мы постарались вспомнить самые грандиозные обманы в игровой индустрии, которые наглядно демонстрируют, что слишком ранним анонсам верить не стоит. Да, некоторые из перечисленных игр умудрились стать неплохими и даже культовыми, но они все равно вызывали разочарование у тех, кто во время анонса увидел совершенно другой продукт и ждал именно его.
Пишите в комментариях, какие еще подобные ситуации вы помните и, возможно, свой собственный опыт разочарований, например, когда вы увидели анонс, сделали предзаказ, а потом поиграли вообще в другую игру.