Найти в Дзене
Психолог из детсада

Ребенок обещает, но не делает. Используйте закрытые и открытые вопросы в беседе. Как это работает

Оглавление

Спрашиваю у дочки:

– Пойдем с тобой на день рождения?

Она отвечает:

– Пойдем!

– Будешь себя вести хорошо на празднике?

– Буду.

– Не будешь баловаться?

Она обещает:

– Не буду.

И что ты думаешь, она выполнила свое обещание?

Разбаловалась на празднике, так что пришлось уходить раньше остальных гостей. Стыдобища. Хоть ругай ее, хоть нет.

Это из диалога мамы пятилетней девочки со своей подругой.

Используй мама, в диалоге с дочкой, не только закрытые вопросы, но и открытые – были бы созданы лучшие условия для регуляции поведения ребенка.

Давайте разберемся, как это работает.

Что такое закрытые и открытые вопросы

В данном примере мама использует вопросы вместо прямых указаний, которые ребенок может даже не слушать. Она не читает нотации типа: «Веди себя в гостях прилично», «В гостях не балуются». Это уже хорошо.

Если ребенок негативно настроен на родительские нотации, он закрывается для диалога
Если ребенок негативно настроен на родительские нотации, он закрывается для диалога

Но если вы знаете, что такое открытые и закрытые вопросы, диалог с ребенком будет вытроен более эффективно.

Закрытыми называются такие вопросы, на которые можно ответить однозначно, «да» или «нет», или повторив утвердительно фразу, прозвучавшую в вопросе:

– Ты будешь есть?

– Буду?

– Ты хочешь спать?

– Хочу.

Тебе нравится этот цвет?

– Нравится.

Если одни и те же закрытые вопросы звучат нашей жизни часто, мы привыкаем отвечать на них автоматически, не вдумываясь в суть.

Вероятнее всего в примере диалога мамы с ребенком так и было.

Открытые же вопросы требуют развернутого по формулировке ответа. Чтобы ответить – нужно подумать. В ответе могут содержаться оценки, объяснения, выводы, умозаключения. А, следовательно, лучшее осознается суть диалога.

– На сколько ты сейчас голоден? Что тебе предложить из еды?

– Я почти не голоден. Достаточно будет кофе с бутербродом.

– Ты выглядишь уставшим, что ты собираешься сейчас делать?

– Лягу поспать, потому что с 7 часов утра на ногах.

– Объясни, почему ты выбираешь именно этот цвет?

– Он гармонизирует моё состояние.

Как построить диалог с ребенокм, чередуя открытые и закрытые вопросы

Диалог мамы с дочкой, приведенный в начале публикации, может стать таким:

– Тебе хочется пойти на день рождения? (закрытый вопрос)

– Да.

– На дне рождения всегда рады гостям, которые умеют себя хорошо вести. Что ты думаешь об этом? (открытый вопрос)

– Ну, это правильно.

– А что значит хорошо себя вести? Что требуется от гостей? (опять открытый вопрос)

– Ну, это значит не кричать, не бегать, не баловаться.

– А тебе не кажется, что праздник тогда получится скучным? (закрытый вопрос)

– Ну да, может быть, скучно.

– Тогда как же правильно веселиться? Когда можно кричать? (вопрос выводит на рассуждения)

– Когда поздравляем. Когда в игры такие играешь, шумные.

– А когда не нужно кричать, что тогда делать?

– Спокойно разговаривать негромко.

***

Нужно принять во внимание, что длительные диалоги утомительны для детского восприятия.

Как только взрослый вывел ребенка на дорогу рассуждений, можно не мучить его дальнейшим допросом. Лучше предложить нарисовать правила для гостей. Или предложить подумать, как веселиться правильно, чтобы все были довольны – и гости и хозяева. И вернуться к диалогу через время.

Ребенку нужны позитивные примеры поведения. Их можно найти в правильно составленных энциклопедиях по этикету
Ребенку нужны позитивные примеры поведения. Их можно найти в правильно составленных энциклопедиях по этикету

Гарантия ли этого того, что ребенок будет вести себя на празднике идеально? Конечно нет. Но так проще настроить ребенка на отслеживание за исполнением обещаний:

  • у ребенка появятся более четкие ориентиры для регулировки своего поведения;
  • ему будут понятнее правила,
  • легче будет потом провести работу над ошибками.

Если рекомендация была полезной, жмите на лайк. Всегда рада новым подписчикам.

Еще о диалогах с детьми:

С уважением, ваш Психолог из детсада