Очередная, почти "новая книга" известного издательства о крупных боевых кораблях (прошлый выпуск рубрики был про авианосец, если что). Год 2021 - это уже почти что рядом, ). Скоро и до книг 2022 года доберемся, если не сбавлять темпа, ну так получилось, что смог приобрести достаточно много книг в этот период. Так что есть что "обозревать", но стараюсь не злоупотреблять вниманием, во-первых, не все сейчас читают книги, а еще меньше их покупают. Зачем людей раздражать без необходимости, )
Напомню (для тех кто недавно присоединился к нашему каналу), что меня не связывают "деловые" отношения с авторами (кроме знакомства с некоторыми), с продавцами и издательствами. Я не работаю в этих издательствах или книжных магазинах. Все книги приобрел за личные средства, для личного использования. Книги не рекламирую, и не продаю. Делюсь собственным мнением о тех, которые купил для своей библиотеки. Вам решать покупать их или нет. Я живу по старинке: покупаю бумажные книги, читаю,ставлю на полку, перечитываю. Ничего не имею против электронных книг, но предпочитаю "общаться" бумажной книгой", но это выбор каждого. Высказанное мною мнение о книге - это мнение частного лица, обычного читателя, не эксперта в области истории ВМФ, и не мнение "официального рецензента", историка, признанные раскрыть сущность, достоинства или недостатки издания, глубину раскрытия темы, новизну, значимость и наличие ошибок. В основе моей оценки - субъективное мнение о книге в предметной области, которая мне близка и интересна. Мое мнение может отличаться от мнения других читателей, и это нормально.
Представляю книги, купленные в прошлом году (практически 12 месяцев назад). Данную книжку купил в прошлом году, в первых числах ноября, так что "годовой срок" выполняется. Книга относится к известной серии "Война на море", издательство - "Яуза: ЭКСМО". Книга заказал и получил по системе доставки все в том же известном Интернет-магазине (с названием на букву "Л"). В магазине она предлагалась примерно по цене 1300 рублей в то время, но с моей скидкой (35%) она обошлась мне примерно за 889 рублей, вполне приемлемо, как я считаю. Сейчас за нее просят больше - 1737 рублей. Тираж был 1200 экземпляров, относительно большой, но видимо не раскупили, или делали допечатку - не могу сказать.
Итак, книга имеет следующие выходные данные - Александров, Ю. Линкоры типа "Курбэ": первые французские дредноуты/ Ю.Александров. - Москва: Яуза: ЭКСМО, 2021. -104 с. Это книга известного автора, который написал достаточно много книг по данной теме (имеется ввиду "история боевые кораблей"), у него есть и отдельные монографии, и есть коллективные труды, например, справочники из серии "Боевые корабли мира на рубеже XX- XXI веков", которые он создал вместе с Ю.В.Апальковым и А.В.Гусевым. Предыдущие книги автора мне хорошо знакомы по серии "Боевые корабли мира", которая издавалась в Питере в 2000-2012 годах но потом была закрыта. В этой серии Юрий Иосифович писал и о французских линкорах, и японских тяжелых крейсерах, и о французских тяжелых крейсерах (в частности про крейсер "Алжир"). Его работы были достаточно интересны и на этот раз он тоже не подвел.
В данном случае, как видно по названию, речь идет о создании и боевом пути первых французских линейных кораблях-дредноутах типа "Курбэ". Корабли достаточно интересны, хотя про них не часто писали, и упоминание о них можно редко найти в литературе и истории. Но как бы то ни было - они были первыми линкорами такого класса во французском флоте, но то что на их долю не выпало громких сражений и великих побед не их вина. В любом случае эти корабли оставили свой след в истории мирового кораблестроения (в целом) и в истории французского флота в частности.
Структурно книга состоит из трех частей: проектирование и строительство, устройство, ремонты и модернизации; в составе флота. Дополняют книгу предисловие, приложение и список литературы - то есть практически никаких отступлений от "классики" подобных изданий. Есть и еще одно "постоянство", которое кому то покажется недостатком этой книги. Перед нами "реинкарнация" книги "Линейные корабли типа "Курбэ" (1909-1945)", изданной в издательстве "Истфлот" (Санкт-Петербург, издатель Р.Р.Муниров) в 2007 году, то есть 15 лет назад. То есть для тех, кто только начинает знакомиться с историей флота или начал этот процесс лет 5-10 назад - эта книга хорошая новинка, предлагающая познакомиться с кораблями этого типа. Что же касается тех людей, которые давно увлечены данной предметной областью и давно следят за книжными новинками - это будет повтор. Никаких изменений в тестовом блоке мне найти не удалось, разве что по параграфам и главам иногда изменено разделение текста по абзацам и всё.
Если есть изменения, то в качестве и количестве иллюстраций и схем- их стало больше и качество фотографий (как и их размеры) повысилось. Все остальное - как было. Так что вам решать платить за книгу, если у вас она есть или обойтись тем, чем имеете ужу. Но иллюстрации - красивые это правда. Хотя некоторые схемы не вошли в новое издание, в частности в книге 2007 года в предисловии было достаточно наглядная схема эволюции французских броненосцев за 40 лет (с 18880 по 1920 годы), мне она нравилась - доходчиво и понятно. Но видимо издатели не нашли ее в хорошем качестве и решили от нее отказаться.
Но с другой стороны в книге достаточно много и других чертежей, как боковиков линкоров, так и чертежей их отдельных элементов. В структуре тоже произошли изменения в "лучшую сторону" - как я уже сказал, книга приобрела разбивку на главы и параграфы. В прошлом издании, были четыре главы с такими же названиями, правда последняя называлась просто - "Служба", но они выделялись только по тексту шрифтом на отдельные подразделы и параграфы. На этот раз все "более структурировано". В тоже время надо признать - книга по содержанию довольно не плохая, хотя конечно все изложено достаточно сухо и лаконично в стиле серии БКМ (тогда не выгодно было много "воду лить"). Пересказывать текст книги не буду - рекомендую почитать, кто не знает, а кто знает - пусть сам решает, но все представлено довольно неплохо.
Традиционно, по текстовому содержанию - все конкретно, по делу, интересно, но подробностей и деталей не много. Но сразу предупреждаю - текста не много. А вот иллюстраций (фотографий, схем, чертежей) - более чем достаточно, за что автору и издателями большое спасибо. Одних фоторазворотов около десятка. Вообще если придерживаться как то введенной классификации, то перед нами больше "фотоальбом", чем книга, если я не ошибся, но страниц (текст в две колонки, поля узкие), которые бы не имели схем или иллюстраций - нет. Так что скорее текст дополняет графику, чем графика помогает "раскрыться" тексту.
Читается книга легко, много технических терминов, цитат, документов, но огрехов не заметил. Материал увлекателен, но все таки приоритет отдан техническим аспектам: традиционно для серии книг, больше рассказывается как корабль создавался и его конструктивные особенности, чем как он служил. Хотя конечно для кораблей данного типа: "Курбэ", "Франс", "Жан Бар", "Париж" особо похвастаться и нечем - в годы Первой мировой они практически не участвовали в боевых действиях, но не потому что их слишком берегли, как русские линкоры например. Просто французский флот получил в качестве зоны ответственности Средиземное море, а здесь у него не было сильных противников с линейным флотом - Австро-Венгрия решили на рисковать, особенно когда к флоту Франции присоединились итальянские дредноуты. Из боевых эпизодов только один можно записать французским линкорам в "копилку", но и то как то стыдно. Расстрел австрийского крейсера "Зента" вряд ли можно назвать великим испытанием и достижением для дредноутов, но что было - то было.
Межвоенный период представлен достаточно поверхностно, но это скорее свидетельствует не о том, что автор не разобрался с темой, а о том, что писать собственно в этот период было нечего. Хотя историю с гибелью "Франса" можно было бы раскрыть и получше.
Оформление книги, в целом, на высоте, издательство не снижает уровень, все стандартно. Бумага плотная, белая, качество подачи текстового материала высокое, а вот качество иллюстраций - хорошее. Особый респект за использование копий подлинных французских чертежей с вензелями, красиво и познавательно, добавляет духа истории, так сказать. Книга выполнена в цветах серии: переплет яркий, цветной, серийная обложка, хорошая четкая и плотная печать. Разметка страниц типовая для издания "Яуза:ЭКСМО" - текст в два столбика, узкие поля, названия фотографий размещены под иллюстрацией. Здесь издатели отступили от шаблона, который были использован на "Игле" - спасибо им за это. Все перечисленное доставляет радость при работе с книгой.
Книга мне понравилась, несмотря на то, что у меня есть книга Александрова, изданная в 2007 году в мягкой обложке и "слабом" переплете. Просто не мог удержаться - купил для коллекции, и из-за фотографий и схем. И не жалею, что приобрел ее в свою библиотеку. Но решать вам - покупать или нет, тем более если есть старый вариант. Кстати, кому интересны подробности службы этих кораблей могу рекомендовать выпуск нашего журнала, посвященном "Курбэ", по крайней мере в нем нам удалось подробнее раскрыть отдельные эпизоды службы линкором данного типа. Уверен, что факты по посещению двумя линкорами России в 1914 году, накануне Великой войны у нам точно больше, ) Но судить вам. Да, журнал бесплатный, так что я не ставлю цели наживаться на читателях канала.
Как всегда, не рекламирую, не даю рекомендаций "купить/не купить". Решать вам, дорогие друзья. Я пояснил и минусы и плюсы. Друзья, кто из Вас уже купил эту книгу? Как ваше впечатление о ней? Делитесь в комментариях, мнение всегда интересно, может я упустил в что либо в обзоре, или был слишком предвзятым. И конечно, не пропустите следующие обзоры.
Приглашаем вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке, "для состоятельных парней", )). Мы пока не особо активно выкладываем материалы - так как ресурс малоизвестен, появятся посетители - будет больше контента. Возможно там будем записывать обзоры в видеформате.