Лукас Кранах Старший – выдающийся представитель немецкого Ренессанса, создавший ключевые произведения эпохи.
И хотя мастер творил в 16 веке, в его искусстве явственно слышались отголоски готики, непревзойденного средневекового антуража. Это проявлялось ив деталях, и в манере писать людей слегка стилизованно, и в заостренных формах, тянущихся ввысь.
Лукас Кранах Старший родился в 1472 году в современной Баварии. Является одним из основателей «Дунайской школы живописи». Его творческая карьера развивалась так, как бывает очень редко у художников – деньги к нему текли рекой.
В начале 16 века Кранах поступает на службу к курфюрсту Фридриху Мудрому в качестве придворного художника, затем руководит мастерской, занимается издательской деятельностью, попутно продавая книги, получает дворянской титул, становится бургомистром, затем снова и, в конечном итоге, самым богатым бюргером Виттенберга.
Работая при дворе, Кранах создал множество портретов, но среди заказных работ встречались и концептуальные. Например, нередко в его творчестве звучит мотив неравных браков.
Неравные браки – одна из болезней аристократии. И сложно сказать в каком месте на шкале порочности она находятся, ведь за такими браками всегда стоял денежный вопрос. Для нашей культуры этот вопрос стоял также остро и периодически освещался в живописи – несчастная молодая невеста, которая отдается за старого, но богатого человека – почти отельный вид русского искусства.
Но девушки Кранаха, которых он связывает узами с неприятными стариками, в основном, не выглядят такими несчастными, как русские красавицы на полотнах отечественных живописцев.
Рассмотрим, например, приведенную ниже работу – это парный портрет, созданный около 1530-го года «Неравная пара». Жених или муж на ней представлен неприятным беззубым стариком, почти лысым, но с массивной золотой цепью в руках.
Его состоятельность и привлекает героиню, она совсем юна, почти девочка, в блестящем зеленом платьице, заискивает к старику. Не пугается, не зажимает глаза в ужасе и отвращении – для нее такие отношения норма, в рамках традиций эпохи.