Найти в Дзене

ЛЮБИМАЯ ДОЧЬ ЭПОХИ 1921 ГОД

Рис. А. Батова. Изображение взято из открытых источников.
Рис. А. Батова. Изображение взято из открытых источников.

Еще не отгремели последние залпы Гражданской войны, а ветер перемен уже постукивал в наглухо заколоченные ставни заброшенных дворцов и хижин. На Х съезде РКП(б) отменена политика военного коммунизма с ее системой жесткого распределения ресурсов и провозглашена новая экономическая политика, положившая начало целой эпохе в жизни Советской России, а затем и СССР. Снова разрешены частные предприятия, разумеется — под неусыпным контролем ЦИК и Наркомфина. Словно грибы после летнего дождичка, начали вырастать мелкие лавочки, трактиры, рестораны, балаганы и даже... издательства. Среди авторов, которые время от времени обращались к фантастике, мы видим все те же, уже знакомые нам имена Луначарского, Куприна, Грина, но этот год знаменателен еще и тем, что появилась первая публикация Андрея Платонова — автора, оставившего заметный след в отечественной фантастике.

Обложка книги Андрея Платонова. Изображение взято из открытых источников
Обложка книги Андрея Платонова. Изображение взято из открытых источников

Андрей Платонович Климентов (настоящая фамилия Платонова) родился в 1899 году в семье машиниста паровоза в Воронеже. Участвовал в Гражданской войне, в 1921 вернулся в Воронежский рабочий железнодорожный политехникум, в котором учился до мобилизации. К этом моменту он уже публиковался в местной печати. Вступил в ряды членов РКП(б), откуда вскоре был исключен. Работал инженером мелиоратором, занимался электрификацией сельского хозяйства. В 1926 году вместе с семьей переехал в Москву.

В 1927 году в журнале «Молодая гвардия» выходит повесть «Епифанские шлюзы», а следом и первый авторский сборник. К сожалению, надежды на безоблачное существование в качестве признанного литератора не оправдались. Отношение писателя с властью более чем напряженные. Повесть «Впрок», опубликованная в 1931 году, вызвала критику со стороны самого вождя. Сталин укорял автора за «тарабарский» язык и «балагурство», а также за сатирическое изображение колхозного движения.

В редакцию «Красной нови» вождем было направлено письмо, где тот охарактеризовал произведение как «рассказ агента наших врагов, написанный с целью развенчания колхозного движения». Сталин требует наказать автора и издателя в постскриптуме: «Надо бы наказать и автора и головотяпов [напечатавших повесть] так, чтобы наказание пошло им „впрок“». Тем не менее, «агента наших врагов» не тронули. В 1941 году Платонов уходит рядовым на фронт, но вскоре становится военным корреспондентом. Прошел всю войну и был демобилизован из армии только в 1946 году по болезни. Скончался писатель в 1951 году.

Рассказ «Маркун» характерен для раннего творчества Платонова. Сюжет его незамысловат. Деревенский юноша создает некую уникальную машину — по сути вечный двигатель — первый запуск которой завершился аварией.

«Маркун пристроил в сарае к углу турбину, привинтил чашку, в которую упиралась пята машины, и воронку, и принес от крана с улицы пять ведер воды. Воду он вылил в бочонок, потом смазал машину, повернул ее оборота на два рукой и засмеялся своей одинокой радости...

Он зачерпнул ведро воды и вылил его в воронку над турбиной. Он был спокоен и уверен. Отпустил кран — и машина рванулась и загремела. Вокруг ее повисло неподвижное кольцо отработанной выбрасываемой воды...

Маркун все подливал воды. Турбина ревела и, казалось, стояла неподвижно от быстрого вращения. В воронке вода крутилась вихрем от всасывания машиной. И слышно, как выла и стонала вода по спиралям. Машина наращивала силу. Машина расходилась и свистела от хода и резала водяным вихрем воздух...

От ударов машины в стену трясся и подпрыгивал весь сарай. Внизу задымился подшипник, через секунду из него дрожью било пламя. Машина увеличивала ход. Мощь ее росла и, не находя сопротивления, уходила в скорость. Лопнула нижняя спираль, с визгом оторвался кусок трубы и, вращаясь, ударил в деревянную стенку сарая, пробил ее и вылетел на двор. Турбина выскочила из подшипника и зарылась в землю...»

Тем не менее запуск в литературу большого писателя состоялся. Впереди будут и «Эфирный тракт» и «Лунная бомба» и «Чевенгур» с «Котлованом».

Портрет А.П. Платонова. Изображение взято из открытых источников.
Портрет А.П. Платонова. Изображение взято из открытых источников.

Александр Степанович Гриневский, писавший под псевдонимом «Александр Грин» был к двадцатым годам ХХ века уже опытным и широко известным писателем. Родился в 1880 году в Вятской губернии. Его не слишком долгая жизнь включила в себя многое и участие в деятельности партии социал-революционеров (эсеров) и тюремное заключение и бездомные скитания и прогрессирующий алкоголизм. В литературу он вошел и как мастер психологической прозы и как создатель уникальной литературной вселенной, позже получившей романтическое название Гринландия. Последние годы жизни были омрачены нищетой и болезнями. Скончался писатель в Крыму в 1932 году.

В 1921 году вышел его рассказ «Соревнование в Лиссе», любопытный тем, что мотивы этого рассказа нашли свое развитие в романе «Блистающий мир».

«Картреф поднялся на высоту тысячи метров. Сильный ветер трепал его по лицу, бурное дыхание болезненно напрягало грудь, в ушах шумело. Земной пейзаж казался отсюда качающейся круглой площадью, усеянной пятнами и линиями; аэроплан как бы стоял на месте, в то время, как пространство и воздух неслись мимо, навстречу. Облака были так же далеки, как и с земли.

Вдруг он увидел фигуру, относительно которой не мог ни думать ничего, ни соображать, ни рассмеяться, ни ужаснуться — так не бывало, вне всего земного, понятного и возможного воспрянула она слева, как бы мгновенно сотворенная воздухом. Это был неизвестный человек, вызвавший вчера вечером гнев пилота. Он несся в позе лежащего на боку, подперев рукой голову; новое, прекрасное и жуткое лицо увидел Картреф. Оно блестело, иначе нельзя назвать гармонию странного воодушевления, пылавшего в чертах этого человека. Напряженное сияние глаз напоминало глаза птиц во время полета...»

Портрет А. Грина. Изображение взято из открытых источников.
Портрет А. Грина. Изображение взято из открытых источников.

Следующий год 1922. Посмотрим, чем фантасты радовали читателя ровно 100 лет назад.