Перед началом просмотра этой дорамы нужно быть подготовленным. Когда речь заходит о детях, мы ожидаем чего-то светлого и жизнерадостного. Дети – это наше завтра и будущее, которое не должно быть омрачено. Здесь же речь пойдет о малолетних преступниках, о тех, кто ступил на кривой путь в самом начале жизни; о тех, чье завтра висит на волоске.
– Как эти дети стали такими?
– Говорят, нужна целая деревня, чтобы вырастить ребенка. Другими словами, жизнь ребенка может быть разрушена, если вся деревня о нем не позаботилась.
О стекле
И пусть вас не обманывает рождественская песенка и огоньки в начале «Ювенального суда». Первая же серия будет полна жесточайшего стекла.
Очевидно, что сериал тяжелый. При этом в нем поднимается ряд важных проблем и актуальных вопросов. Пусть и неприятно, но это то, о чем стоит говорить; то, о чем нужно спрашивать. Буллинг, психические отклонения, подростковая проституция, домашнее насилие, школьная конкуренция, хулиганство и перенапряжение обучающихся – все это в идеале должно быть не решено, а предотвращено.
Кроме того, «Суд по делам несовершеннолетних» о том, что редко выносится на обсуждение, – ставится под сомнение эффективность ювенального суда. Действенны ли меры, направленные на недопущение совершения малолетним преступником рецидива? Не дает ли подросткам свободу действия знание о том, что им сойдет с рук даже убийство. 2 года за самое тяжкое преступление, если тебе нет 14 лет, – это правильно? Справедливо ли это по отношению к жертвам / потерпевшим и их семьям? Эта дорама заставляет сомневаться в совершенстве ювенального закона. В том, действенны ли превентивные меры, уменьшают ли они вероятность повторного совершения преступления?
О героине
Видимо, мне никогда не надоест наблюдать за игрой Ким Хе Су. Это глыба. И здесь создатели дорамы нисколько не прогадали, выбрав ее в качестве актрисы ведущей роли. Ее судьей Шим Ын Сок начинаешь проникаться с самого начала, когда она произносит: «Я ненавижу малолетних преступников». Почему она их так ненавидит? Какая ее история? За этими словами что-то скрывается, думаем мы. И не ошибемся. В свое время в этом сюжете все станет на свои места.
Судья Шим Ын Сок (Ким Хе Су) здесь еще и героиня в развитии, которая проходит чисто достоевский путь ненависти и любви. Если сначала она ненавидит малолетних преступников как людей, то ее фраза в финале «я по-другому ненавижу малолетних преступников» указывает на то, что теперь она ненавидит преступление, но видит в преступнике потенциал, возможность нравственного совершенствования. И передано это в дораме как нельзя более минималистично, что вызывает больший эмоциональный отклик, чем растянутая драма и литры слез.
Никто не имеет права их порицать. Мы все преступники.
Довольно долго держали интригу, не раскрывая личной драмы героини. Мы, конечно, догадывались, но эффекта обуха по голове никто не отменял. Когда все подробности оказываются раскрытыми в финале как на ладони, тебя жесточайше накрывает. Хотелось бы не верить, но мы знаем, в каком мире живем, – читаем новости, общаемся с друзьями. Все в этой дораме до боли реалистично.
О психологизме
Здесь отдельно хочется сказать о глубине психологической прорисовки образов – от главной героини до эпизодических персонажей.
Все в Шим Ын Сок – разрыв социальных связей, замкнутость, защитные реакции, побег от реальности, трудоголизм, маниакальное преследование юных преступников – демонстрирует ее неспособность разобраться в самой себе, часто мы видим абсолютно разбитую и потерянную женщину, находящуюся в состоянии фрустрации. И за такую визуализацию образа на экране еще один поклон Ким Хе Су.
Ее коллега – младший судья Ча Тэ Джу (Ким Му Ель) – герой, останавливающий ребятишек у самого края пропасти. Он каждый раз спасает как будто бы и самого себя в детстве, транслируя свои переживания, связанные с трудностями в юности, на малолетних преступников. И заходит в этом слишком далеко, что чувствуется зрителем без сценарных подсказок, а при одном только взгляде на младшего судью.
Что для Ын Сок (Ким Хе Су), что для Тэ Джу (Ким Му Ель) размыты границы. В самом начале они доходят до крайностей – она в своем стремлении засадить несовершеннолетних, он в своем стремлении спасти их. И так удачно, что эти герои оказываются под началом нейтрализаторов – их непосредственных начальников.
Сначала это судья Кан Вон Джун (Ли Сон Мин), история которого, такого амбициозного холерика (ни дать ни взять – амплуа актера), тоже полна драмы – был почти у цели, как из-за одной маленькой ошибки его постиг крах.
Следом за ним судья На Гын Хи (Ли Джон Ын) – твердая и принципиальная, но с пошатнувшимся мировоззренческим стержнем в процессе работы с Ын Сок.
О своеобразии
Стиль «Ювенального суда» выходит за рамки корейских дорамных традиций. Она явно снята с ориентацией на школу современной американской драмы. Здесь не будет никаких мотивов по типу «впал в кому и очнулся (да еще и с амнезией)», никаких страданий ради страданий в финале, никакой рекламы напитков, кофе или леденцов в самые неподходящие моменты, никаких зацикливаний камер с разных ракурсов на героях.
Ни в коем случае не хочу сказать, что американская драма лучше корейской, и наоборот. Просто здесь использование шаблонов сведено к минимуму, да и в целом отмечаем в «Ювенальном суде» триумф минимализма, позволяющего с помощью лаконичных, но емких средств кинематографа донести до зрителя пронзительную историю.
Выводы
Еще раз напомню: к просмотру этой дорамы нужно готовиться. Смотреть строго не в подавленном состоянии, смотреть со стремлением увидеть и погрузиться в проблему, конфликт интересов, поразмышлять о состоянии ювенального закона и пройти через катарсис.
Идея, задумка, сценарий, реализация, исполнение, продакшн от Netflix – все проработано на высшем уровне, именно благодаря этому «Ювенальным судом» невозможно не проникнуться.
___
Если нравятся мои статьи и рецензии, не забудь подписаться и поставить палец вверх, «еще одну серию» – канал, который зажжет дорамную площадку.