Собор Василия Блаженного – уникальный памятник архитектуры. Он находится в самом сердце столицы – на Красной площади, близ Спасских ворот. Храм выделяется своими архитектурными особенностями – он объединяет одиннадцать церквей-приделов (вначале, правда, их было девять). Главный престол посвящён празднику Покрова Пресвятой Богородицы – 14 октября по новому стилю (1 октября по юлианскому календарю).
Первоначальное наименование храма, построенного в середине XVI века – собор Покрова на Рву. Если с первой частью названия всё понятно, то топоним «на Рву» может вызвать удивление. Сегодня рядом с храмом нет ничего, что хоть отдалённо бы напоминало ров. Но не так было во времена основания храма.
Ров между Кремлём и Красной площадью существовал в XVI – XIX веках и имел оборонительное значение. В историю он вошёл как Алевизов ров – по имени итальянского зодчего Алевиза Нового, руководившему строительными работами. Неподалёку Покровского собора надо рвом был сооружён Спасский мост, связывающий ворота Спасской башни и Красную площадь.
Ров был засыпан в начале XIX столетия, после войны с Наполеоном. Тогда же разобрали и мост.
Основание храма
Храм был построен в 1555 – 61 годах по указу царя Ивана IV Грозного. Основание собора напрямую было связано с Казанским походом 1552 года, завершившимся взятием Казани. Решающий штурм начался 1 октября по старому стилю, т.е. в праздник Покрова Богородицы. Возведённый под кремлёвскими стенами храм – благодарность Богу за победу.
Казанская победа имела огромное значение для Русского царства. Была устранена угроза постоянных набегов на юго-восточные границы страны, освобождены десятки тысяч русских пленных, приграничные регионы получили возможность мирного развития. Но завоевание Казани Москвой имело важное значение и для присоединённых земель. Народы Поволжья органично интегрировались в Российское государство, сохранив при этом и веру, и традиции, и национальную идентичность. Многие казанские и астраханские татары поступили на службы к русскому царю. Некоторые из них стали родоначальниками дворянских фамилий.
Храм построили по проекту русских зодчих Бармы и Постника Яковлева. Об их жизни сохранилось немного сведений. Бытовала страшная легенда, что якобы мастера были ослеплены по приказу Ивана Грозного, как только закончили работу. Эта версия нашла отражения в русской литературе, на ней, к примеру, основан сюжет стихотворения Дмитрия Кедрина «Зодчие». Но, к счастью, это жуткое сказание не имеет никакого отношения к действительности. В конце 1560-х годов Постник Яковлев участвовал в проектировании Казанского кремля (что никак не мог делать, если был слепым). Таким образом, легенда опровергается историческими фактами.
Материалом для здания храма послужил кирпич, и немного – белый камень (фундамент). Периметр собора опоясывает галерея, бывшая первоначально открытой.
За свою историю храм несколько раз реставрировался. В 1680-е годы была разобрана обветшавшая колокольня и выстроена новая. Она стоит по сей день.
Ещё одна серьёзная реставрация была проведена в XVIII веке, при Екатерине Великой. К работам привлекли архитектора Ивана Яковлева. На ремонт храма императрица выделила огромную по тем временам сумму – 10 000 рублей.
Василий Блаженный
В народном сознании храм оказался связан с именем святого Василия Блаженного, Христа ради юродивого. Святой Василий – подвижник веры и благочестия, живший в XVI веке. Он принял на себя очень редкий и трудный подвиг Христа ради юродства – мнимого безумия, позволяющего обличать людские пороки, говорить правду «сильным мира сего».
Московский люд почитал Василия за праведника, а злые и нечестные люди боялись его. Подвижник мог, проходя по торговым рядам, опрокинуть хлеб у какого-нибудь торговца, либо разлить квас. Но потом оказывалось, что хлеб был выпечен из испорченной муки, а квас разбавлен. Сам царь уважал и даже немного побаивался святого.
Блаженный скончался в августе 1557 года, и был погребен в одном из приделов строящегося храма. А в конце XVI веке в соборе был погребен ещё один праведник, взявший подвиг юродства Христа ради – Иоанн Большой Колпак. (В 80-е годы XVII века к храму пристроили придел святого Иоанна Блаженного.)
ХХ – ХХI века
После революции богослужения в храме прекратились. В конце 20-х годов собор передали Государственному Историческому музею. А в следующем десятилетии над уникальным памятником нависла угроза уничтожения. Идею сноса храма активно продвигал первый секретарь московского горкома ВКП(б) Л.М. Каганович. Тогда на защиту храма встал архитектор и реставратор П.Д. Барановский, уже спасший от гибели огромное количество достопримечательностей. Аргументы реставратора не убедили Кагановича – Барановского выслали из Москвы. От гибели собор спасло только вмешательство Сталина. Сохранённая жемчужина русского зодчества стала одним из символов Москвы.
Сейчас храм находится в совместном владении Государственного Исторического музея и Русской Православной церкви. С начала 1990-х годов в храме совершаются богослужения, правда, не регулярно.
Собор Василия Блаженного сегодня – один из главных символов Москвы. Он представляет столицу в списке «семи чудес России». Этот список составлен в 2008 году в ходе всероссийского конкурса. Голосование проводилось при помощи интернета и SMS-сообщений.
Таковы основные факты об этом прекрасном соборе!
Спасибо за прочтение!
Подписывайтесь! Ставьте лайки!