Найти в Дзене
Сталинский стиль

Сталинский стиль

О фильмах 1930-х - начала 1950-х годов.
подборка · 51 материал
2658 читали · 8 месяцев назад
«Валерий Чкалов» и шик межвоенной эпохи
То была суровая и прекрасная эпоха, названная позже Interbellum – меж войнами. Все грезили полётами, а если точнее – высотой. Любой мальчишка говорил о небе. В гайдаровской повести «Судьба барабанщика» есть примечательная деталь: «Юрка был на два года старше меня, он носил значок ворошиловского стрелка, но был прохвост и выжига. Он бросил школу, а всем врал, что заочно готовится на курсы лётчиков». То есть даже шпана хотела летать – во всяком случае тот Юрка знал, о чём надо врать, чтобы на тебя смотрели с уважением...
14,9 тыс читали · 1 год назад
«Большая семья» - ей с ним было интересно, а он оказался фальшив
Вчера мы начали беседу о фильме Иосифа Хейфица «Большая семья» (1954), снятом по роману Всеволода Кочетова «Журбины». Обсуждали поведение Лиды, которая ушла от Виктора, ибо тот жил-горел исключительно работой, своими кораблями. А что супруга? Она всегда оставалась на втором и даже на третьем-четвёртом плане. А её это не устраивало, и уход можно понять – ты либо смиряешься с таким положением, либо ищешь того, кто поставит на пьедестал Женщину, а не Дело. Сегодня поговорим о другой паре – об Алексее Журбине (Алексей Баталов) и Кате Травниковой (Елена Добронравова)...
13,4 тыс читали · 1 год назад
«Большая семья» - можно ли понять Лиду?
На днях мне предложили обсудить киноработу Иосифа Хейфица «Большая семья» (1954), снятую по роману Всеволода Кочетова «Журбины». Здесь прекрасно всё – и повествовательность, и увлекательные повороты фабул, и красиво поданная идеология, но самое главное – это эстетика великого дела. Пролетарии Журбины подчинены единой цели – строительству кораблей, а если глубже – построению коммунизма. Пафоса много, и он порой кажется излишним – рабочие в своей повседневности не говорили о победе над мировым капиталом...
2532 читали · 1 год назад
«Аттестат зрелости», как образец советского аристократизма
Один из самых утончённых фильмов 1950-х годов - «Аттестат зрелости» (1954) Татьяны Лукашевич по одноимённой пьесе Лии Гераскиной. Здесь не только дебют фантастически дивного Василия Ланового, но и вся эстетика поздне-сталинской эпохи, выражавшейся не лишь в обилии колонн, балюстрад и высоких потолков, но и в изысканных речах. Конечно, можно сказать, что в реальной жизни школьники начала 1950-х говорили менее красиво, но искусство – это всегда мечта об идеале. А не точный слепок времени. Хотя, в сталинскую эру приветствовался особый политес в школах...
818 читали · 1 год назад
«Счастливый рейс» - любовь к девушкам и машинам
Если уж речь зашла о ленте «Близнецы» (1945), то можно вспомнить о «Счастливом рейсе» (1949), где снова встретились Михаил Жаров и Вера Орлова. Снял эту музыкальную кинокомедию Владимир Немоляев, отец будущей звезды Светланы Немоляевой и, к слову, маленькая Света несколько раз появляется в кадре, как и в вышеозначенных «Близнецах». Послевоенное счастье, радостный свет, лёгкие песенки – и это всё, несмотря на трудности. В самом начале – кадры обновляющейся Москвы, автобусы, поливалки, школьники…Всё и вся куда-то спешит...
1299 читали · 1 год назад
«Близнецы» - любовь, дети и козни Еропкина
Режиссёр Константин Юдин снял много чудесных фильмов, но лирическая комедия «Близнецы» (1945) уникальна тем, что снята во время войны (съёмки велись всё лето 1944 года), и, вместе с тем, ясно ощущается дыхание победы. Тут и красивые платья, и солнечные утра, и праздничная обстановка парка, где одна из героинь продаёт газированную воду, а длинные конусы с сиропом сами по себе дарят настроение счастья… Народ знал, что грядёт триумф. Тем не менее, всё ещё идёт великая битва Добра со Злом. Поэтому в...