Пространственная головоломка, которая учит думать «наоборот»
Вы просыпаетесь в заброшенном исследовательском комплексе, кругом — никого, а единственный собеседник — искусственный интеллект, который помогает проходить тесты в специальных камерах с кубами. Знакомый сюжет, не правда ли? Только мы сейчас говорим не о Portal, а о The Entropy Centre, пространственной головоломке.
Для английской инди-студии Stubby Games это первый проект. При разработке авторы явно вдохновлялись культовой дилогией Valve. Только сходства с Portal быстро заканчиваются уже в первые полчаса игры, когда становится понятно, что героиня оказалась на специальной лунной базе под названием Центр Энтропии, где пытаются предотвратить глобальное уничтожение Земли. Способ по спасению выбран, мягко скажем, нетривиальный — специально отобранные испытуемые решают тесты в камерах с помощью устройства под названием ASTRA, накапливают специальную энергию и «отматывают» время на родной планете.
ASTRA — местная «портальная» пушка. Только вместо «дыр» в пространстве она откатывает время и дружелюбно общается с главной героиней по имени Арья. Устройство, например, может восстановить только что разрушенную лестницу или взорвавшуюся стену. И на этом принципе обратной перемотки построены все задачи в игре.
Несмотря на очевидную формулу решения, разгадывать головоломки в The Entropy Centre совсем непросто. На первых восьми уровнях я еще как-то справлялся, с ностальгией вспоминая времена Portal и Portal 2. Однако ближе к концу игры задачки становились все более хардкорными и многослойными — игра заставляет грамотно комбинировать несколько механик и учитывать все нюансы локации.
Арья, в отличие от Челл из Portal, постоянно комментирует все происходящее и вместе с игроком пытается узнать, что случилось в исследовательском комплексе и почему вокруг нет ни души? Что требуется сделать для спасения Земли, которая с каждым часом близка к гибели? Что за таинственные черные фигуры, которые иногда возникают перед персонажем? Почему в конце концов местные милые роботы пытаются убить героиню?
Главная героиня практически сразу попадает в закулисье исследовательского комплекса. И тут можно уловить вайбы как The Stanley Parable, так и Control. Безлюдные офисные кабинеты с включенными компьютерами, готовые к презентациям конференц-залы, где, казалось бы, несколько минут назад проходило оживленное собрание, — все это создает ощущение того, что люди или в спешке покинули эти места, или где-то спрятались и теперь наблюдают за героиней.
Авторы отлично поработали над окружением и нарративом. Правда, со временем замечаешь, что уже видел где-то такие же шкафчики, разбросанные на полу предметы и примерно такую же комнату. Однако в Центре Энтропии есть несколько локаций, в которых хочется задержаться подольше и изучить все закоулки.
Тут всплывает главная проблема The Entropy Cetnre — основная история со временем становится чуть ли не увлекательнее самих головоломок. Игра рассчитана примерно на 8-10 часов (зависит от того, насколько много вы будете «тупить»). После половины накал лишь усиливается, драма нарастает, желание узнать, что же там в конце, доходит до максимума — но нет, сначала обязательно пройти тестовые камеры. Помните концовку первого Portal? Вот представьте, что перед заключительной битвой с GlaDOS придется завершить еще 2-3 не самые легкие задачки, в то время как она будет терпеливо ждать вас на арене.
После финальных титров не покидает ощущение, что авторы где-то недожали и не до конца развили идею с перемоткой времени для отдельных предметов, хотя сам сюжет получился отличным. Головоломкам не хватило индивидуальности и разнообразия (несмотря на постоянно добавляющиеся механики) — большая часть из них проходится по одной и той же формуле. Уже к шестому или седьмому уровню кажется, что вот нечто подобное я уже решал. Если авторы убрали бы примерно треть тестовых комнат, вряд ли бы игра от этого сильно потеряла.
Темп повествования рваный, а на самые интересующие вопросы ответы вы так и не получите. Вдобавок с третьей главы по восьмую в сюжете не происходит практически ничего, что развивало бы историю.
Тем не менее The Entropy Centre обязательна для ознакомления фанатам Portal, Talos Principle, Witness и других пространственных головоломок. Игра, созданная командой из 20 человек, не только является своеобразной данью уважения классической игре Valve, но также дарит несколько часов увлекательной истории, от которой пойдут мурашки после финала.