Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Обидчивость как черта характера: откуда берется и как избавиться.

Обидчивость – это черта личности, определяющая склонность замечать во всем оскорбительные тенденции, очень сильно переживать возникшее чувство разочарования и порой раскручивать его до неадекватно больших масштабов. Обидчивость характеризуется тем, что человек страдает от переживаний, связанных с неоправданными личными ожиданиями, которые адресованы значимому объекту. В чем же причина такого поведения и что нужно сделать, чтобы перестать обижаться по каждому поводу?

Чувствовать обиду вполне нормально для большинства людей. Однако у некоторых это превращается в привычку и принимает патологические формы, растянутые во времени и преувеличенные по значимости.

Обидчивость – это психологически искаженное восприятие внешнего мира, набор заблуждений относительно других людей, приводящий к нарушению качественного взаимодействия и взаимопонимания.

Ситуационная обида – это реакция на несоответствие ожиданиям в конкретный момент, а обидчивость происходит не разово, а является стратегией поведения.

Чаще всего обида используется в качестве манипулятивного приема в общении с целью получить внимание, добиться эмоционального участия, достичь каких-то иных целей, когда другие методы человеку недоступны.

Склонность постоянно обижаться напоминает хроническое негативное состояние, притом, что носитель этого качества не стремится избавиться от него, поскольку существует множество вторичных выгод, извлекаемых из такого манипулятивного поведения.

Обидчивость обусловлена инфантильным взаимодействием с миром и потому характерна для детей или незрелых личностей, которые всякий раз стремятся надавить на чувство вины оппонента. Именно это позволяет манипулятору достигать своих целей. В противном случае (то есть без вины) обида становится бессмысленной и даже может раскручиваться до состояния мести.

-2

Готовность постоянно обижаться по поводу и без отличает обиду от негодования, которое носит ситуативный характер и предназначено для демонстрации собственного недовольства действиями другого человека в конкретных обстоятельствах. Цель негодования – донести до оппонента, что недопустимое поведение нельзя повторять в будущем. Цель обиды совсем иная.

Такие качества, как обидчивость, плаксивость, чувствительность проявляются еще в детстве, особенно у тех детей, чья нервная система неустойчива или у тех, кого часто обижают. Для детей нормально реагировать на оскорбление обидой, так как маленький человек недостаточно силен и независим, чтобы вступать в открытую конфронтацию со взрослым миром. Соответственно ребенок вынужден искать другие способы выражения недовольства. Это своего рода психологическая защита от неприемлемых условий при сохранении безопасности, поскольку исключает ответную агрессию.

Потакание такому поведению со стороны родителей приводит к развитию эгоистичной личности, превращению ребенка в эмоционального манипулятора. Заложенные характеристики могут найти свое развитие во взрослом возрасте, подпитываемые низкой самооценкой и неуверенностью в себе.

Такие свойства характера, ставшие вредной привычкой, убивают в человеке желание бороться с проблемами и развивают восприятие себя как жалкого и недостойного. Склонность обижаться подталкивает на поиск самых легких путей решения проблем. Обидчивый человек постоянно жалеет себя и обвиняет других, вместо того, чтобы просить о помощи или пытаться изменить ситуацию самостоятельно.

-3

Чтобы справиться с обидчивостью, для начала нужно признать проблему и по-настоящему захотеть ее решить. Для этого закрепите следующую модель поведения в спорах и конфликтах:

  • старайтесь объективно оценивать конфликт, не сваливая всю вину на оппонента, ведь в большинстве случаев в ссоре виноваты обе стороны;
  • не вступайте в перепалку;
  • говорите всегда от себя – о своих переживаниях, ожиданиях, недовольстве, не переходя на личность оппонента;
  • старайтесь терпеливо выслушивать другую сторону;
  • разговаривайте тактично;
  • не воспринимайте юмор в штыки, даже если он злой или просто неудачный (тогда обидчик поймет, что с вами этот прием не сработал и отстанет от вас);
  • научитесь прощать и отпускать ситуацию, вместо того, чтобы зацикливаться на ней;
  • говорите честно, открыто, четко выражая свою позицию.

К сожалению, не всегда получается самостоятельно справиться с обидчивостью. В таких случаях стоит обратиться за помощью к опытному специалисту.

Обижаться на других людей – нормальное поведение. Но когда оно обретает патологически преувеличенные формы и переходит в дурную привычку, стоит задуматься о решении данной проблемы.

Ваш психолог, Чеченева Полина.

Автор: Чеченева Полина Константиновна
Психолог, Клинический

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru