Память человека — явление по сей день слабо изученное и оставляющее множество вопросов. Огромный вклад в развитие не только психологии, но и педагогики, маркетинга и других областей наук, связанных с человеком, сделал психолог-экспериментатор Герман Эббингауз.
Немецкий психолог выявил закономерность, названную «Эффектом края». Суть этого явления заключается в том, что из предложенного ряда информации человек лучше всего запоминает то, что было в самом начале, и то, что было в конце.
Герман Эббингауз предлагал запомнить респондентам бессмысленный бессистемный ряд слогов из трех букв. Бессмысленность слогов с гласной в середине использовалась для минимизации работы мозга и построения ассоциаций. Многократное повторение эксперимента показало одинаковый результат — стимульный материал, находящийся в середине информационного ряда, забывался. Лучше всего испытуемые могли воспроизвести только те слоги, что находились в начале и конце ряда.
Закон имеет широкую практическую значимость. Обращали ли вы внимание на то, что любые концертные и развлекательные мероприятия открываются чем-то фееричным и закрывают программу не менее яркие и запоминающиеся выступления? Именно этот закон лежит в основе структуры обратной связи «бутерброд». Это явление используют продажники в презентациях — если нужно какую-то деликатную информацию замаскировать, ее подают в середине, обрамляя свою речь плюсами и достоинствами предложения в начале и в конце. При обучении в самом начале дают сложный материал, чтобы он лучше запомнился.
Открытие, сделанное Эббингаузом, позволило с психологической точки зрения объяснить многие феномены. Например, почему существует афоризм «у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление»? Первичное восприятие сохраняется в памяти долгое время, поэтому любое последующее общение будет восприниматься через призму первого контакта — так возникают стререотипы.