Как вы думаете, что общего имеет химия и музыка? Казалось бы, это две абсолютно разные вещи. Однако кое-что, точнее, кое-кто их связывает. Давайте разбираться, кто же это?
Есть замечательно яркий и необыкновенный пример - Александр Порфирьевич Бородин. Возможно, вы о нём что-нибудь слышали. Например то, что он великий русский композитор. Однако это далеко не все его заслуги. Но об этом по порядку.
Во-первых, Александр вовсе не Порфирьевич, и даже не Бородин. Что за парадокс? Оказывается, что Саша родился от грузинского князя Луки Гедианова и петербургской мещанки Авдотьи Антоновой. Но почему он Бородин? На самом деле Саша - внебрачный сын. А в высшем свете имение внебрачных детей было просто неприемлемо. Поэтому Лука Степанович не мог стать законным отцом своего сына. К счастью, выход был найден: записать Сашу на крепостного слугу Гедианова - Порфирия Бородина. Так мальчик стал не дворянином Александром Лукичём Гедиановым, а простым крепостным Сашей Порфирьевичем Бородиным. Печальная история. Представьте, каково было состояние настоящих родителей, когда родной сын называл их дядей и тётей!
Однако продолжалось это не так долго - всего девять лет. Потом Саша узнал о своём истинном происхождении и вместе с матерью отправился в Санкт-Петербург, где Лука Гедианов купил им четырёхэтажный дом рядом с Семёновским плацем. Вообще, отец обеспечивал свою семью всем самым необходимым и не жалел денег на образование Саши. Мальчику оставалось только определиться, кем он хочет стать в будущем. Но, надо сказать, что дворянские крови дали о себе знать уже в скором времени.
С ранних лет Саша проявлял необычный интерес к музыке. Как мы, простые люди, интересуемся музыкой? Слушаем её, ищем композитора, а потом, если она понравилась, то снова слушаем. Это простая цепочка почти постоянно остаётся неизменной. А вот талантливые люди, услышав красивый мотив, пытаются изучить и понять его изнутри, почувствовать темп, стиль, главную мысль... И, наконец, узнать, откуда появляется этот звук, что это за инструменты, сколько их вообще? Так и вёл себя маленький Саша. И его мама очень хорошо это чувствовала, а потому наняла ему преподавателя, который выучил Сашу игре на флейте, фортепиано и виолончели.
После того, как мальчика научили играть, он тут же стал придумывать свои мелодии. Мама Саши хранила все его партитуры, а потом выпустила небольшим тиражом. Потому мальчику с самого детства была обеспечена дорога в музыку.
Но не тут-то было. Помимо увлечения музыкой родилось ещё одно - химия. Целая комната у Саши была заставлена колбами, пробирками, реагентами... Он проявлял то же стремление, что и в музыке. Саша просто обожал опыты и сам себе доказал, что он настоящий химик. Что же делать? На какой путь встать?
Проблема ещё была одна: из-за его происхождения он не мог получить высшее образование. Поэтому пришлось заняться домашним обучением. Чуть позже мама Александра смогла устроить его вольнослушателем в петербургскую Медико-хирургическую академию.
Там его сразу же заметил профессор Николай Зинин. У него были особые планы на одарённого юношу. Но Зинин не мог терпеть того, что Александр совмещал науку ещё с чем-то. По его мнению Бородин - это талантливейший химик. И он не должен отвлекаться на музыку. Однако Бородин его не слышал и шёл своим путём. Двойным, но своим.
Не многим дано понять, каково это: разрываться между двумя самыми важными и любимыми для тебя занятиями. А те, кто знают, вероятно, поймут чувства Александра Бородина. Это беда всех талантливых людей. Вот почему преподаватели или тренера просят нас выбрать что-то одно. Они хотят сделать лучше нам самим. Кто знает, как бы сложилась судьба Бородина, если бы он послушал Зинина.
Одно время Александр Порфирьевич посвятил себя всего в медицину и химию. Бородин входил в Русское химическое общество, в котором был и Дмитрий Иванович Менделеев. Основатель Периодической системы химических элементов не раз рассказывал о встречах с иностранными химиками, где ему задавали вопрос: "Ну, что там нового придумал ваш Бородин?"
Александра Порфирьевича уважали все члены Русского и даже нерусского химического обществ. И притом абсолютно оправдано! На счету Бородина более 40 научных работ. Мало кто знает, но именно Бородин придумал первый вариант полипропилена (пластмассы) ещё в XIX веке! Потому на самом деле Бородин - химик с большой буквы. Он сам говорил, что "для меня музыка - забава, а химия - дело". Научная деятельность приносила семье очень хорошие деньги. Химия, в прямом смысле этого слова, кормила Бородина. А музыка утешала душу. Потому не от того, не от другого Бородин отказаться не мог.
Однако судьба вновь сводила Александра с музыкой. Однажды он познакомился во время дежурства в госпитале с Модестом Мусоргским. Тот увлёк его своими музыкальными экспериментами, и Бородин вновь ушёл в творчество. Дальше всё пошло, как по проторённой дорожке: сначала Мусоргский, потом композитор Балакирев, за ним Римский-Корсаков... И так Бородин оказался в другом обществе - музыкальном. Здесь все были профессиональными композиторами, посвятившими жизнь творчеству. И они (Мусоргский, Римский-Корсаков, Балакирев и Кюи) открыли глаза Александру. Они в один голос говорили: "Ваше истинное призвание - музыка!" И оспорить их мнение было трудно. Но Бородин уже и не пытался. Он снова здесь - среди чудесных звуков, уносящих в другой мир - в мир музыки.
Первое своё серьёзное произведение Бородин написал будучи в Австрии. Его жена, Екатерина Сергеевна, имела проблемы со здоровьем, оттого приходилось искать новый климат, более благоприятный для неё. И это тоже сыграло на руку Бородину: вдали от мирской суеты, в тишине и благозвучии природы он написал Первую симфонию, премьера которой состоялась в 1867 году в Петербурге. Вновь Александру Порфирьевичу помогали его верные и преданные друзья. Михаил Балакирев дирижировал оркестром, да так, что зритель вновь и вновь просили сыграть симфонию на бис. Это был грандиозный успех. В 1877 году прозвучала Вторая симфония - и всё вновь повторилось.
А потому Александр Бородин понял простую истину: можно попробовать совместить химию и музыку. На первое, как на основную деятельность, он отводил дни. А вторым занимался по вечерам. Но и это давалось не так-то просто. Иногда вовсе не получалось долгое время посвящать себя композиторству, что очень расстраивало друзей Бородина из музыкального общества. Они говорили ему: "Ты должен заняться музыкой всерьёз, а не отводить на неё свободное время". Но мало что эти слова могли изменить. Разве им дано было понять, что Бородин не мог по-другому? Его супруга серьёзно болела, и вечерами он вынужден был отказываться от игры на фортепиано, чтобы она спокойно спала. А всё остальное время он отдавал своему призванию - химии. Вот почему он не мог по-другому.
Произведения Бородина, хоть и редко, но выходили в свет. И каждый раз имели высокую оценку слушателей. Среди них "Богатыри", "Млада", "Царская невеста" и многое другое. Как можно было понять из названий, Бородина увлекала эпоха Древнерусского государства. И это понимал он сам. А потому принялся за работу над самым великим своим произведением - оперой "Князь Игорь". Александр Порфирьевич всерьёз отнёсся к её написанию. Он изучал летописи, работал со справочниками и книгами. Он хотел передать колорит эпохи, подлинные чувства русских дружинников. На это у Бородина ушло долгих 18 лет. Он думал, что успеет закончить, пожалуй, труд всей своей жизни. Но судьба считала совсем иначе.
Александр Порфирьевич последнее время жаловался своим друзьям на сердце. Они прекрасно понимали, в чём дело. Такая непростая жизнь между двумя совершенно разными мирами - очень нелегко. Они боялись, что это время придёт. И оно пришло: на масленичных гулянках в 1887 году Александру Бородину стало плохо. Сердце заболело, как никогда до этого. Бородин упал навзничь. Долгий час гости пытались спасти его, но было уже слишком поздно...
Александр Порфирьевич Бородин скончался в возрасте 53 лет, так и не закончив свой главный труд - "Князя Игоря". Друзья знали об этой его работе, а потому решили помочь своему незаменимому другу в последний раз. Римский-Корсаков, Мусоргский, Кюи и, конечно, Балакирев дописали оперу, которая была поставлена в Мариинском театре спустя три года после смерти Бородина. Вот они - настоящие друзья.
По сей день трудно оценить вклад учёного-композитора в культуру России, потому что таких как он - единицы. Бородин всю жизнь вёл борьбу с самим собой. Он разрывался на части, отчего не мог жить полноценно. Александр Порфирьевич был человеком чести, он любил свою жену Екатерину Сергеевну и не бросил её даже в самое трудное для неё время. Он делал для супруги многое, если не всё. Бородин трудился, забывая порой о себе самом. Из-за этого он так блестяще, но так мимолётно прожил свою жизнь.