Найти в Дзене

Почему про некоторые войны так не хочется вспоминать

У историков положение всегда лучше, чем у журналистов, поскольку, какие бы неприятные эпизоды нашего военного прошлого не приходилось изучать, они, в любом случае знают, чем всё закончилось. Журналистам же приходится заниматься днём сегодняшним, и когда дела на фронте обстоят, мягко говоря, не особо победоносно, то на душе тревожно. Ибо, не знаешь, чем всё кончится, а сие всегда вызывает тревогу. А то и мысли крамольные.

Слава богу, наша страна имеет историю военную весьма славную. Во всяком случае, в отличие от Польши и Дании, не говоря уж про Швейцарию, нам есть что вспомнить и этим гордиться.

К сожалению, есть и эпизоды неприятные, что уж говорить. К сожалению, любые поражения остаются навсегда, из истории ничего не вычеркнуть и никаким топором не вырубить. Даже если засекречивать архивы, переписывать историю, правда всё равно выплывет наружу.

Но, слава богу, то, что Пётр Первый потерпел сокрушительное сражение под Нарвой, компенсировалось в нашей памяти Полтавской викторией. Проигранная японцам в 1905 году война, для меня лично по-иному выглядит, когда смотрю на медаль моего деда «За победу над Японией», которую ему вручили в русском городе Порт-Артур. То, что Вермахт дошёл до Москвы, Кавказа, Волги — это, конечно, вызывает много нехороших эмоций в адрес тех, кто руководил страной и армией, но, всё-таки знамя, которое сержанты Егоров и Кантария подняли над Рейхстагом, как-то нивелирует эмоции по поводу тех поражений.

Есть, увы, в нашей памяти страницы более грустные. Вот ежели про того же Петра Великого, то можно ведь вспомнить про Прутский поход, хоть и не очень хочется.

Русская армия, уже разбившая шведов под Полтавой, готовилась разбить турок. И не одна, с помощью Валахии и Молдавии, которую собирались освобождать от турецкого ига. В Сербии и Черногории с подходом русских войска готовили восстание. Всё выглядело очень оптимистично, но… Валахия вообще своего войска не двинула, от молдавского пользы было ноль, русская армия попала в окружение, самому царю с царицей грозил плен. Кое-как сошлись на мирном договоре, по которому Россия изначально соглашалась на такие уступки, что, слава богу, турки о них не знали и запросили меньше. Не знаю, как вам, а мне про эти страницы нашей истории вспоминать не особо лестно, тем более, вспоминая как всё бодро начиналось.

Ну да бог с ним, царём Петром, давно это было. Давайте вспомним времена более близкие.

Как в 1920 году Красная Армия решила Польшу усмирить, помочь польскому пролетариату. Как пишет товарищ Троцкий:

«У Ленина сложился твёрдый план: довести дело до конца, то есть вступить в Варшаву, чтобы помочь польским рабочим массам опрокинуть правительство Пилсудского и захватить власть».

Тоже выглядело всё оптимистично. Само польское государство появилось лишь в 1918 году, куда ему тягаться с Советской Россией. Ну и получили по полной. Война эта до сих пор не изучена полностью, но вряд ли кто захочет в здравом уме оспаривать сокрушительное поражение. Причём совершенно не ожидаемое, ибо по мнению многих современников на Западе, да и в самой Польше, шансы у польской армии хоть на какой-то благоприятный исход были нулевыми. И самое обидное для советских вождей — Троцкого, Ленина и иже с ними, польский пролетариат ни малейшего желание не испытывал в том, дабы его кто-то освобождал. А особенно Красная Армия.

Впрочем, с Польшей потом как-то ведь разобрались в 1939 году. Зато в том же году получили ещё одно пятно тёмное. Конечно, до сих пор есть наивные люди, которые верят, что советское правительство не собиралось присоединять Финляндию. Кстати, напомню, что термин «возвращать» в отношении Финляндии тоже юридически уместен. Конечно, можно верить, что все пожелания Сталина исчерпывались лишь отодвиганием границы от Ленинграда на несколько десятков километров. Можно верить, хотя это смешно и с военной точки зрения, и со всех других сторон. А товарищ Сталин ведь был не из тех, кто согласился, дабы над ним смеялись. А получилось именно так. Огромная страна, с самой большой в мире армией, с самым большим числом пушек, танков, самолётов, в войне с крохотной Финляндией понесла огромные потери. А результат месяцев тяжёлых боёв был действительно в незначительном отодвигании границы. А ведь даже уже собственное правительство Финляндии подготовили, даже своя «финская армия» была сформирована. А сколько песен написали заранее…

Напомню, что финская армия, вдохновляемая итогами Зимней войны, за два месяца нанесла поражение нашим войскам и вернула себе все утраченные в 1940 году территории.

В нашей истории было много тяжёлых страниц, были военные поражения. Но поражение поражению рознь. Одно дело, когда можно гордиться героизмом наших солдат, которые сделали всё, что могли и даже больше, чем можно представить. Но враг был сильнее. Как под Аустерлицем. Ничего не смогли тогда лучшие ученики Суворова противопоставить Наполеону, который их переиграл. Но и поражение было из тех, что враг нас после него ещё больше уважал.

А вот когда вроде наша победа гарантирована, а вместо неё и сказать тошно… остаётся лишь вспоминать, что победу в бою добывают солдаты, а проигрывают сражение всегда генералы.

Такие вот мысли вслух о прошлом, настоящем и будущем.

Рекомендую почитать мою статью:

Почему же Красная Армия терпела поражения в 41-м