Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

Batman: Noël (2011) от Ли Бермехо: Рождественская песнь Бэтмена

Оглавление

Графический роман Batman: Noël – это дебютная сценарная работа художника-комиксиста Ли Бермехо (Lee Bermejo). Он сам написал сюжет и подготовил иллюстрации. Он сотрудничал с итальянским колористом Барбарой Чиардо (Barbara Ciardo) и каллиграфом Тоддом Клейном (Todd Klein).

Обложка графического романа Batman: Noël (2011)
Обложка графического романа Batman: Noël (2011)

Об авторах

Ли и Барбара познакомились в 2006 году во время работы в американском издательстве WildStorm – это был совместный проект “Техасская резня бензопилой” (The Texas Chainsaw Massacre), в 2009 году они вместе работали над серией историй о Супермэне. Тодд Клейн, лауреат премии Айснера, в основном работал в DC, где в дополнение к дизайну шрифтов он создавал логотипы и заголовки для разворотов. В его портфолио входят такие комиксы, как "Болотная тварь" Алана Мура, "Бэтмен: первый год" и Detective Comics. У Клейна были собственные сценарии для Omega Men и продюсерская работа над "Хранителями" (Watchmen) Мура и Дэйва Гиббонса, Ronin и "Бэтмен: Возвращение Тёмного рыцаря" Фрэнка Миллера. Кстати, Тодд Клейн делал шрифты для проекта DC/Vertigo's Fables (это знаменитые “Сказки” Билла Уиллингхэма (Bill Willingham), на которые я давно уже засматриваюсь, но не спешу начать читать). Да, очень много отвлеклась на соавтора Noël, но это так интересно, стоит начать изучать…

Итак, к Ли Бермехо. Предисловие к роману написал Джим Ли, основатель WildStorm. Он использует только восторженные формулировки, говоря об авторе. Ли Бермехо попал в издательство в качестве стажёра и поначалу не проявлял себя уникальным художником, его дарование “расцвело” (как говорит Джим Ли) позже. Молодого стажёра отличали прилежное отношение к работе, безупречная этика и искренние любовь и страсть к искусству. И он никогда не принимал достижения как должное, он воспринимал любое задание как возможность усовершенствовать своё мастерство (будь то оформление коллекционных карточек, будь то работа над грандиозной историей из какой-нибудь вселенной).

Арты для Бэтмена в портфолио Ли Бермехо преобладают, но также среди прочих работ: Superman, Mad Max: Fury Road: Inspired Artists (2015), Hellblazer, для Marvel Comics – Daredevil и All-New X-Men.

Сюжет Batman: Noël (2011)

Рождественский Готэм. Бедняк Боб Крэтчит выполняет задание снова сбежавшего из-под стражи Джокера, от которого его охватывает ужас (и от задания, и от заказчика). Бобу не удаётся выполнить вторую часть задания – отнести коробочку с деньгами в назначенное место – ему преграждает дорогу Бэтмен.

Бэтмен презирает Боба за сговор с преступником. Поначалу ему нет дела до того, что толкает мужчину на этот отчаянный шаг, потому что сам он охвачен своими демонами и позволяет вырываться недовольству наружу в виде обвинения других.

Столкновение с Бобом-на-задании-Джокера стало для Бэтмена моментом для глубоких размышлений на всю ночь, с чем ему помог дворецкий Альфред.

Мысли о романе после прочтения

Главным достоинством этого графического романа является то, что он откроет классическое произведение Чарльза Диккенса “Рождественская песнь” (A Christmas Carol). Прочитает, например, поклонник комиксов или конкретно Бэтмена Batman: Noël от Ли Бермехо и ему захочется познакомиться с первоисточником, который послужил вдохновением для сценариста. Русскоязычная версия романа издана с полным текстом сказочной повести Диккенса, поэтому ознакомиться с ней труда не составит. Кстати, мне кажется, что эта сказка является ранним примером пути героя – ведь Эбенизер Скрудж проходит круг, делает выводы, получает уроки и преображается, оставшись внешне прежним.

Забавно то, что это уже второй комикс, где Бэтмен подвергается каким-то экстравагантным экспериментам (подобрала слово, не уверена, что оно верное). До этого я прочитала комикс 2009 года “Бэтмен: Что случилось с Крестоносцем в маске?” (Batman: Whatever Happened to the Caped Crusader?), который написал Нил Гейман (Neil Gaiman) и нарисовал Энди Кьюберт (Andy Kubert). В нём все те, кто был приближен к человеку в костюме летучей мыши, все, кто знал его и без костюма, пришли на его похороны и рассуждают о жизни над его гробом.

Здесь же Бэтмен не умирает, но вынужден обратиться невероятно глубоко внутрь себя, и это получается похожим на выматывающий жёсткий сеанс психотерапии.

Вторым духом в графическом романе выступил Супермэн. О манере рисовки образа Супермэна Бермехо говорит, что придерживается образа Курта Свона (иллюстратор, который принимал участие в 1986 году над переосмыслением вселенной Супермэна) - квадратные очертания вместо овальных, чтобы создать чеканные линии
Вторым духом в графическом романе выступил Супермэн. О манере рисовки образа Супермэна Бермехо говорит, что придерживается образа Курта Свона (иллюстратор, который принимал участие в 1986 году над переосмыслением вселенной Супермэна) - квадратные очертания вместо овальных, чтобы создать чеканные линии

Ли Бермехо придерживается структуры, как у Чарльза Диккенса в сказке. Скруджем у него выступает сам Бэтмен, а “духом” – дворецкий Альфред, на него возложена роль спускового крючка, заставившего Бэтмена подумать. По крайней мере я надеюсь, что правильно поняла задумку автора.

Вообще, мне больше понравилась история Геймана-Кьюберта, в ней всё изложено чётко. Здесь же удивительным образом неудачу с сюжетом спасает именно художественный талант Ли Бермехо. Красота и величие его мастерства рисовки позволят простить не очень успешно проработанную интригу. Мне кажется, что он пошёл самым простым путём – взял исходный сюжет и применил его в рамках вселенной Бэтмена в чистом виде, без скрытых отсылок.

В конце книги есть шесть страниц с комментариями автора именно о стиле рисовки, они очень конкретные, со знанием дела. Из чего я сделала вывод, что для Ли Бермехо это было большим делом – создать свою историю, которую он бы назвал своей. Он рассказывает, как именно выбирал цветопередачу для панелей, например, на страницах, где Бэтмен врывается в магазин "Попрыгунчик", он работал с эскизами так, чтобы в итоге элементы отбрасывали тень или растворялись во мраке.

Освещение в этом эпизоде играет очень важную роль для создания атмосферы
Освещение в этом эпизоде играет очень важную роль для создания атмосферы

По его словам, самое восторженное ощущение у него вызывала работа над образом Женщины-Кошки. Он планировал нарисовать её костюм гладким и маслянистым как обсидиан на вид. Её изображали по-разному за годы существования образа, потому ему было вдвойне интереснее записать “в кандидаты на призраки Рождественского прошлого”.

Ли Бермехо говорит: “В детстве на меня сильно повлияло телешоу 60х о Бэтмене. Я хотел процитировать наиболее нелепые сценарии из него, чтобы усилить переход от беззаботного Бэтмена прошлого к более тёмному и яростному борцу с преступностью нашего времени. Кроме того, это очень хорошо укладывалось в структуру “Рождественской песни”.

Графический роман Ли Бермехо заканчивается словами, что неважно, правдивая ли это история – но главное не это, а то, что в ней заложено. Именно так можно сказать о сценарном дебюте комиксиста. Главное в нём – это рисовка, эту книгу можно иметь в коллекции ради рисунков, они тут прекрасные.

***

Ссылка на разбор комикса Batman: Whatever Happened to the Caped Crusader?: