Найти тему
МУЗОГРАФЪ

Как Сюзанна Вега стала "матерью формата MP3".

Оглавление

Хорошо известная песня Сюзанны Веги Tom’s Diner сделала ее «матерью MP3», хотя это произошло не сразу. Певица рассказывала, что написала песню в конце 1981 г. - в начале 1982 г. и изначально хотела записать её под фортепьяно. Но Сюзанна не имела на нём играть, поэтому приняла решение записать песню "а капелла".

Песня была выпущена на малоизвестном фолк-сборнике и не появлялась на студийных альбомах Веги до Solitude Standing (1987).

-2

Уже в 1990 году группа The DNA, состоявшая из двух британских звукорежиссёров, сделала танцевальный ремикс на эту песню под названием Oh Susanne!, эта версия попала в Billboard Hot 100, добралась до 5 места. Всё это было сделано без разрешения Веги, хотя такая версия ей понравилась.Их история была такова: они пытались спросить разрешения у звукозаписывающей компании, но никто не ответил на их телефонный звонок. Они не хотели ждать и решили продавать их в местном музыкальном магазине на углу. Сразу много продали. Именно тогда звукозаписывающая компания узнала об этом. Лейбл A&M Records не стал подавать иск, а после консультаций с певицей выплатил им определённый гонорар и забрал все права на ремикс, который стал большим хитом. Название поменяли на Tom's Diner, by DNA featuring Suzanne Vega.

Но вернёмся к формату mp3. После выпуска песни в 1987 году аудиофилы начали использовать "a cappella" для проверки чистоты звука акустических систем. Это считалось хорошей, теплой записью человеческого голоса — чем-то, что могло выявить недостатки в настройках звука. В начале 1990-х немецкий звукоинженер Карл-Хайнц Бранденбург работал над разработкой схемы сжатия звука MP3 в Институте интегральных схем общества Фраунгофера (Бавария).

Karl-Heinz Brandenburg
Karl-Heinz Brandenburg

Бранденбург использовал версию Веги a cappella "Tom's Diner" для настройки системы сжатия, воспроизводя трек до и после применения сжатия, чтобы определить, достаточно ли хорошо звучит MP3. Он считал, что песню Веги, которую так полюбили аудиофилы,будет сложно сжать , и она станет хорошим тестом на то, действительно ли MP3 можно будет слушать. О выборе именно "Закусочной Тома" Бранденбург вспоминал:

"Я был готов настроить свой алгоритм сжатия… где-то в коридоре радио играло «Закусочную Тома». Я был наэлектризован. Я знал, что будет почти невозможно сжать этот теплый голос а капелла."

В 2008 году в New York Times было опубликована статья Сюзанны Веги под названием Tom’s Essay, в ней она рассказывала о своей музыкальной карьере. В частности, вспоминала о своём главном хите и Бранденбурге:

Итак, Бранденберг получает копию песни и пропускает её через только что созданный MP3. Но вместо «теплого человеческого голоса» — чудовищные искажения, как будто экзорцист каким-то образом попал в систему, затмевая каждую фразу. Они тратят месяцы на её доработку, прогоняя «Tom's Diner» через систему снова и снова с модификациями, пока она не станет четкой. и в результате получился код, который услышали во всем мире. Когда MP3-плеер сжимает музыку кого угодно, от Кортни Лав до Кенни Джи, он копирует то, как Бранденбург слушал Сюзанну Вегу. Так гласит легенда. Причина, по которой я знаю, как первоначально звучал этот MP3, заключается в том, что в прошлом году меня пригласили в Институт Фраунгофера в Эрлангене, Германия, где я познакомилась с командой инженеров, работавших над проектом, включая господина Бранденберга, с которым я уже однажды встречалась, на открытии Mobile Music Forum в Каннах в 2001 году. Все мужчины явно умные, но Карл-Хайнц — персонаж. Он выделяется, потому что выглядит как сумасшедший ученый. Его волосы и галстук всегда выглядят так, будто их развевал сильный ветер, и он постоянно стучит кончиками пальцев вместе, блаженно улыбаясь.

На этом всё, до новых встреч!

Если вам понравилась статья, подписывайтесь, делитесь, ставьте лайки!

Подписываемся и на мой второй канал ПРОСВЕТИТЕЛЬ - интересные факты, тесты из мира географии и истории!