Кот Шеба – образец скромности и благоразумия. Не ворует, старательно охотится, аккуратен. Когда угощаю своих котов чем-нибудь вкусным, стоит в сторонке и ждёт, а не лезет по мне, как по дереву, и не пытается откусить палец вместе с куском сыра или колбасы.
Почему-то я думала, что, повзрослев, Шеба не сможет постоять за себя. Как человек ограниченный принимала его вежливость за слабость. Тем временем Шеба превратился в крупного кота с плюшевой дымчатой шерстью и зелёными глазами.
Выросли и его ровесники: рыжий Моня, кремово-белый Дружок, серо-белый Волчок, тайская кошечка Зефирчик. Все они приходятся друг другу роднёй, а Шеба – приёмыш, его навязали мне две школьницы, утверждая, что спасли котёнка от злых мальчишек. Шеба всегда держался в стороне от моих котов, видимо, чувствуя себя чужим среди них.
Этой весной молодняк начал разборки – кто сильней. Сначала в лидерах был Дружок, но вот он вернулся с прогулки то ли с прокушенной, то ли с подбитой лапой, и на его главенство начали покушаться ровесники. Моня решил, что ничем не хуже Дружка и наехал на своего брата с завыванием. Дружок, хромая, отступал с несчастным видом. Я собиралась вмешаться, но раньше меня возмутилась Зефирчик. Толстенькая беременная кошечка подбежала и отвесила Моне две оплеухи. Весь вид её говорил:
– Как тебе не стыдно!
Зефирчик мной избалована, я говорю «Тайка – в доме хозяйка», пиетета по отношению к котам она не испытывает.
Моня замахнулся, чтобы поставить на место Зефирчика, которая, кстати, приходится ему тётушкой, хотя старше только на месяц. И тут на сцену вышел Шеба. Он встал, закрыв собой Зефирчика и хромого Дружка, и жутко завыл. Такого воя я не слышала от других котов. Шеба выговаривал утробно: «Ой-ё-ёй» Моня откликнулся, но тонко и неуверенно. Долго стояли они напротив друг друга. А Шеба всё продолжал свою песнь. Казалось, он гневно укоряет Моню:
– Ой-ё-ёй, больного Дружка обижаешь. Ой, сейчас проучу тебя!
Моня умолк и сел, смирившись. А Шеба ушёл по своим делам. На следующий день я заметила, что Моня гоняет свою мать – Хорошку, та сама особа вздорная и первой лезет в драку, а тут сын решил показать, что теперь он в стае главный.
И я тут же услышала Шебино: «Ой-ё-ёй». Оглянулась. Хорошка уже спряталась за шторой на подоконнике, а Шеба стоял перед Моней, вытянув шею, и читал свою нотацию утробным голосом.
– Ой-ё-ёй, мать родную не уважаешь! Ой, влетит тебе сейчас!
Моня прижался к стене, распушил хвост и не знал, что делать. Я читала, что коты могут без драки выяснить, кто сильней – завывая друг перед другом. В итоге Моня убежал, а Шеба с чувством выполненного долга пришёл ко мне, прыгнул на стол и замурлыкал.
На третий день в саду Волчок и Моня затеяли ссору, и тут же я увидела, как к ним бежит Шеба. Но вдруг он остановился и спокойно уселся в стороне. Почему Шеба не стал разнимать Волчка и Моню? Ответ прост: в этой ситуации не было нападения на больного кота или слабую кошку, как в предыдущих случаях. Шеба увидел, что отношения выясняют два собрата, равных по силе. В защите никто не нуждается. Поэтому он не стал возмущённо голосить: «Ой-ё-ёй». Видимо, решил: «Пусть парни сами разберутся». Вот такой справедливый герой.
То, что Шеба наводит порядок, я заметила до этих разборок, когда мой дымчатый питомец стал нападать на котов, которые иногда игнорировали лоток. Сделает Моня или Дружок своё «чёрное дело» в углу, а Шеба подбегает и даёт неряхе подзатыльник. Я думала, это совпадение, но оказалось, что Шеба действительно назначил себя блюстителем порядка в кошачьем обществе. Полицейский с хвостом, да и только.