Царицыно – одно из моих любимых мест для прогулок. Помимо ухоженного парка с многочисленными дорожками, лавочками, историческими беседками и внушительных размеров прудов привлекают, конечно, и впечатляющие отреставрированные дворцовые постройки времен Екатерины II. Про печальную историю постройки дворца писано немало, но что же здесь было до Екатерины?
Древние вятичи
Между Башней-руиной и павильоном Нерастанкино среди деревьев и тропинок натыкаемся на погребальные курганы древнеславянского племени вятичей, которые широко населяли территорию современной Москвы в XI-XIIIвеках.
Свои деревни вятичи строили, как правило, по берегам рек, дома напоминали землянки, где первый этаж уходил под землю, служа основанием для срубленного из бревен второго этажа. Промышляли в основном охотой и собирательством в богатых дичью, грибами и ягодами близлежащих лесах.
Найденные на месте древних селищ железные орудия труда – топоры, сохи, серпы – говорят о развитом земледелии и скотоводстве у вятичей, а многочисленные монетные клады свидетельствуют о процветающей торговле с другими племенами.
Умерших вятичей соплеменники предавали огню, на месте погребального костра насыпали курганы, в захоронение помещали предметы быта, женские украшения, орудия труда. Татаро-монгольское нашествие, начавшееся в XIII веке, положило конец мирной жизни и развитию вятичей. Славянские племена были вынуждены покинуть веками насиженные места, спасаясь от уничтожения их азиатскими завоевателями.
Издавна здешние земли принадлежали русским царям. В конце XVI века ими владела царица Ирина Федоровна, супруга царя Федора Иоанновича и сестра Бориса Годунова. Местность представляла собой по большей части непролазную весной и осенью заболоченную пустошь, благодаря чему за ней закрепилось название Черной Грязи.
А черная она потому что, как утверждают геологи, в глубине земли залегают черные глины юрского периода, насыщенные сероводородом. Они-то и выдают на поверхность землю черную грязь, обладающую, как говорят, лечебными свойствами.
Лукьян Стрешнев - царский тесть
Счастливый поворот в истории Черной Грязи связан с началом царствования династии Романовых, когда молодой царь Михаил Федорович взял себе в жены Евдокию Лукьяновну Стрешневу, дочь обедневшего калужского дворянина Лукьяна Стрешнева.
Вскоре после свадьбы царский тесть перебрался в Москву, поближе к трону, и постепенно стал одним из самых состоятельных людей государства. 26 января 1633 года он прикупил пустоши на юге от Москвы за 70 с лишним рублей, ставшие центром вотчины нового боярина.
После смерти Лукьяна Стрешнева Черная Грязь в 1650 году переходит к его сыну Семену и заметно преображается – здесь были возведены богатые хоромы и всевозможные хозяйственные постройки, а также разбит большой фруктовый сад.
За неимением детей у Семена Стрешнева после кончины его и супруги усадьба переходит в казну, а затем, в 1682 году по именному указу царей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича во владение ближайшего родственника, Ивана Федоровича Стрешнева, который приходился двоюродным братом царице Евдокии Лукьяновне.
Иван Федорович состоял в большом доверии у царя Михаила Федоровича, упрочил свое влияние при следующем русском самодержце Алексее Михайловиче, продолжил свою карьеру и при царе Федоре Алексеевиче. Одна из его дочерей, Евдокия, была отдана замуж за князя Василия Васильевича Голицына (фаворита царевны Софьи). Их старшему сыну, Алексею Васильевичу, в 1684 году Стрешнев и отписал Черную Грязь.
Ставьте ЛАЙК, если тоже интересуетесь историей и архитектурой, оставляйте свои комментарии. Подписывайтесь на канал 2 по 50, чтобы не пропустить следующие публикации.
О дальнейшей судьбе Черной Грязи и ее владельцев читайте в статьях:
История московской усадьбы Цырицыно. Часть 2: Могущественный любовник и молдавские беженцы
История московской усадьбы Цырицыно. Часть 3: Взбалмашная императрица и трагедия Баженова