После того, как пересмотрели фильм «Немезида» (1992) пришли к выводу, что для творчества режиссера Альберта Пьюна надо создавать отдельную Вселенную, ибо все элементы его преимущественно фантастических фильмов связаны между собой.
Мало того, что существует целая скивельная сеть, которая включает в себя бесконечные продолжения с одной стороны, упомянутой выше «Немезиды», с другой стороны – «Киборга» (к слову сказать, едва ли не лучшая роль Жана-Клода ван Дамма), сюда же можно отнести иные кинокартины, например, «Солдата Апокалипсиса», которого спас своим участием Рутгер Хауэр.
Несмотря на то, что Альберт Пьюн снимал малобюджетное кино, но в этой сфере считается «живым классиком», а «Немезида» отнесена к числу самых знаковых фанатических фильмов начала 90-ых. В контексте нашего канала лента интересна двумя моментами. Во-первых, фильм и в известной степени предвосхитил волну киберпанка, которая поднялась во второй половине девяностых («Виртуозность», «Нирвана», «Тринадцатый этаж»).
Во-вторых, именно в данном фильме больше от криминальных лент, нежели от фантастики. Последняя представлена сюжетными особенностями в стиле «поверье мне на слово». В частности, надо допускать, что известное количество действующих лиц - киборги, а потому им не очень-то страшны попадания из разного вида оружия.
Сюжет нельзя назвать изысканным, но для времени выхода на экраны всё-таки был некой новинкой. Офицер полиции Лос-Анджелеса охотится на взбунтовавшихся киборгов (привет «Бегущему по лезвию»). Пьюн даже не стал скрывать сходство, а потому привлек к действию Брайона Джеймса.
Однако выясняется, что существует заговор. А сами киборги (даже те, кто вышел из повиновения) делятся на плохих и хороших. Первые намерены помогать людям, вторые – полностью подменить собой всё тех же самых людей. Между «молотом и наковальней» оказался агент Алекс Райн.
Того сыграл еще не очень известный широкой публики Оливье Грюнер (это была его вторая после «Города ангелов» роль). И вот здесь начинается череда различных отсылок к иным фильмам, для чего весьма пригодится разрабатываемая нами теория аллюзорности кино.
Бомба, вмонтированная в организм героя, что заставляет взяться его за «последнее задание» - прямое заимствование из «Побега из Нью-Йорка». Поведение Алекса в баре какой-то южной глуши вызывает в памяти «Ловца кошек». Принимая во внимание, что в этом нео-нуаре сыграл Питер Уэллер, то есть ещё дополнительная линия ассоциаций, тянущаяся к «Робокопу».
Дело в том, что у Алекса большая часть организма синтетическая, что позволяет «злым киборгам» утверждать, мол, ты - больше робот, нежели человек. То есть главный герой -маргинал, что делает его схожим с частным детективом из нуара, который находится меж двух миров.
Проныра в топике и шортах – почти копия Пацанки из «Крови героев». Сцены в джунглях аналогичны «Хищнику». Схватка с живым железным скелетом - первому Терминатору». Когда патлатый агент вспоминает Риггса - это прямое указание на «Смертельное оружие».
Собственно важное задание отсылает нас к «Властелину Колец», так как главный герой должен подняться на вулкан. Если Фродо теряет палец, то Алекс - руку, но ему на это плевать, ибо она синтетическая.
При этом всём фильм не лишен специфического юмора. Чего только стоит сцена, когда бабулька дает отпор здоровому андроиду, доставая из кошёлки не менее здоровый пистолет. Или вопрос, адресованный герою, чье лицо полностью замотано бинтами: «Алекс, ты плачешь?»