Есть корабли, чья «биография» блестяща, как парадный мундир, есть корабли, «пропахшие порохом», есть корабли, пропахшие нефтью, угольной пылью, износившие свои машины в непрерывных походах. И нельзя говорить, что чей-то подвиг выше или важнее.
А, потому, возвращаемся к судьбе корабля-труженика давно прошедшей войны, к судьбе крейсера «Коминтерн». Старичок с паровой машиной, имеющий всего восемь стареньких 130-мм пушек и очень слабую зенитную артиллерию, тем не менее, «выложился до конца».
07.11.1941 крейсер вышел из Батуми в Севастополь с боезапасом. В связи с тем, что Ставка приняла решение о том, что Севастополь должен обороняться до последней возможности, крейсер вышел для снабжения города. В 08.35 (08.11) корабль прибыл в Севастополь.
08.11.41 В 19.20 корабль вышел из Севастополя. В 16.25 (09.11.1941) крейсер прибыл в Туапсе, утром (10.11.1941) он выбыл, и прибыл в Поти. Рейс не совсем понятен (нужно проработать). (и, шел он избыточно долго)
14.11.41 в 16.30 крейсер прибыл в Поти (пять дней в пути?) Но, так говорят документы.
20.11.41 «Коминтерн» вышел с боезапасом для СОР в Севастополь.
22.11.41 , как пишет историк Г.И.Ванеев, «В главную базу прибыл крейсер «Коминтерн» (командир капитан 2 ранга А. А. Барбарин) с боезапасом для Приморской армии». Хроника уточнят, что это сучилось в 7.35.
23.11.41 крейсер вместе с минзагом «Островский» в 18.25 вышел из Севастополя.
25.11.41 в 23.50 крейсер, транспорты «Курск» и «Ногин» и минзаг «Островский» прибыли в Батуми.
3 декабря 1941 года было принято решение о переброске 388-й сд в Севастополь. К операции было решено привлечь крейсер. После выгрузки, крейсер вышел в Поти.
22-го декабря в 6.10 «Коминтерн», минзаг «Островский в охранении «Железнякова», приняли на борт в Поти 4,5 вагона боезапаса и 2773 бойца маршевых рот вышли из Поти в Севастополь.
24-го декабря конвой прибыл в Севастополь, а 26-го крейсер находится уже в Туапсе. Выгрузив раненых, крейсер направляется в Поти, 29-го он доставляет боезапас из Поти в Туапсе.
Привлечение «Коминтерна» к Керческо-Феодосийской десантной операции первоначально не предполагалось. Предусматривалось лишь выделение моторного баркаса с четырьмя краснофлотцами для высадки в порт Феодосия первого броска десанта с крейсера «Красный Крым». Однако изменения в составе десантируемых войск потребовали дополнительных транспортных средств. Распоряжением начальника штаба флота «Коминтерн» был привлечен для доставки и высадки в Феодосию полка 63-й горнострелковой дивизии из состава второго эшелона десанта. Таким образом, участие крейсера в Керченско-Феодосийской операции выразилось как в перевозке и высадке второго эшелона десанта в Феодосию, так и в высадке первого броска с крейсера «Красный Крым» непосредственно в порт.
Моторный баркас с «Коминтерна» с краснофлотцами И. А. Корчагиным, И. Я. Кузнецовым, С. А. Бобко и В. А. Чумаковым был направлен в распоряжение командования сил высадки заблаговременно, до начала последнего декабрьского похода крейсера в Севастополь.
Из Туапсе 1-го января крейсер с боезапасом для 44-й армии и войсками Керченско-Феодосийского десанта вышел в Феодосию.
7-го января новый рейс из Новороссийска в Феодосию. До 17 числа крейсер поддерживает десант, после чего. Имея на борту 500 раненых выходит в Батуми.
22 января рейс. 24 января в Севастополь из Новороссийска прибыл крейсер «Коминтерн». На нем было доставлено: 754 бойца и командира маршевого пополнения, 17 военнослужащих ВВС, 70 т боезапаса для авиации, 60 Т боезапаса для артиллерии к 3,5 т санитарного имущества. Боезапас был размещен в демонтированном котельном отделении и в жилых помещениях под верхней палубой.
В этот день крейсеру предстояло обстрелять вражеские войска. Корабли, привлекаемые к решению этой задачи, вели огонь с заблаговременно установленных позиций, находившихся в Северной и Южной бухтах. Поэтому сразу же после окончания выгрузки «Коминтерн» был переведен в заранее предназначавшееся для него место.
Использованием корабельной артиллерии для стрельбы по сухопутным целям руководил флагманский артиллерист штаба флота капитан 1 ранга А. А. Рулль. Он выдавал кораблям цели, которые получал от начальника артиллерии Приморской армии полковника Н. К. Рыжи.
Для уничтожения объектов противника командованием корабля был выделен расчет 130-мм орудия одного из лучших командиров отделений старшины 2 статьи В. Я. Сороки. Крейсер отстрелялся, и лег на обратный курс.
13 февраля крейсер снова в Севастополе. Транспорт «Восток» в охранении эсминца «Шаумян» прибыл из Поти в Севастополь, имея на борту 2052 т продовольствия и 650 т боезапаса. А часом позже крейсер «Коминтерн». Он доставил 1034 человека маршевого пополнения, 200 т боезапаса и 5 т соли. После разгрузки крейсер снова отстрелялся по сухопутным целям.
6 марта крейсер снова в Севастополе. Крейсер «Коминтерн» и транспорт «Белосток» в охранении базового тральщика «Искатель» прибыли из Новороссийска в Севастополь и доставили 233 человека маршевого пополнения, шесть 76-мм орудий, 18 автомашин, 140 ящиков с минометами, 100 т авиабомб, 300 ящиков с бомбами PC, 117 т боезапаса для флота и 240 т продовольствия. Новая стрельба и отражение налетов авиации.
Крейсер постоянно находится в движении. Апрель, май и начало июня 1942 года прошли в перевозках между портами Кавказа. 19 апреля в результате налёта на Новороссийский порт, он получил ряд осколочных повреждений от близких разрывов бомб и два дня спустя убыл на ремонт в Батуми.
В ходе ремонта, помимо устранения повреждений, было усилено зенитное вооружение – прежние 76-мм пушки Лендера сменили на орудия образца 1935 года, а счетверённые зенитные «Максимы» - на 25-мм автоматы. Дополнительно установили пять 12,7-мм пулемётов ДШК. Изношенные механизмы требовали ремонта, и крейсер дважды проходил кратковременный ремонт в Батуми.
19-го июня он прибыл в Севастополь, но…
20-го июня 15.20 крейсер «Коминтерн» в охранении базовых тральщиков «Мина», «Взрыв», «Защитник» и трех сторожевых катеров из-за невозможности войти в Северную бухту Севастополя по приказанию командования флота возвратился в Новороссийск.
А, потом, 2-го июля 1942 года случился «мини Пирл-Харбор» по черноморски. В Новороссийске 2 июля 1942 г. в результате налета более 50 бомбардировщиков от прямых попаданий бомб затонули лидер «Ташкент» и эсминец «Бдительный», транспорта «Украина» и «Пролетарий», спасательный буксир «Черномор». Получили повреждения различной тяжести учебный крейсер «Коминтерн», эсминцы «Сообразительный» и «Незаможник», подводная лодка Л-24, сторожевые корабли «Шквал» и «Шторм», плавучий док на 6000 т, транспорта «Ворошилов» и «Курск», торпедный катер.
«Коминтерн» (капитан 3 ранга Ф.В. Жиров) получил прямое попадание бомбой в левый шкафут. Взрыв потряс «Коминтерн», причинив большие разрушения. Были повреждены кубрики машинистов, котельных машинистов, электриков и минеров, часть минных путей и ростр. На верхней палубе пробоина достигала 90 квадратных метров. От взрыва пострадало оборудование штурманской рубки, центральной радиорубки, были выведены из строя командный пункт и первый боевой пост санитарной службы, один из артиллерийских погребов, гирокомпас, курсограф и лаг. На корабле возник пожар убито и ранено 69 человек, в верхней палубе образовалась пробоина площадью около 90 кв. м и начался пожар, вскоре локализованный экипажем. Вечером, несмотря на повреждения, корабль ушел своим ходом в Поти. Но и там его достала авиация противника. 16 июля во время массированного налета немецкой авиации на Поти, стоявший в гавани «Коминтерн» получил прямое попадание неразорвавшейся авиабомбой, которая пробила корабль насквозь в районе 2 котельного отделения и через пробоину в днище вышла наружу. Котельное отделение начало затапливаться, в связи с угрозой взрыва котлов их погасили. По окончании налета на пробоину завели пластырь, а забортную воду откачали.
В Туапсе старый крейсер вышел 17 августа. Он с трудом управлялся и мог развивать не более 8 узлов, поэтому, его сопровождали буксир и два сторожевых катера. На переходе отряд подвергся атаке шестёрки «Юнкерсов», которую он успешно отбил. Доставив маршевое пополнение, корабль встал на разоружение. Орудия, снятые с него, пошли на формирование батарей Туапсинского оборонительного района (официально создан 23 августа). Из 130-мм орудий были сформированы 4 двухорудийные береговые батареи– № 743, 744, 746, 747, из 76-мм орудий - трёхорудийная батарея № 173, из 45-мм орудий – трёхорудийная, числившаяся противотанковой № 770. Обслуживались этим батареи корабельными комендорами.
Разоруженный корабль, приняв на борт 500 эвакуируемых жителей Туапсе, отправился в Поти. В 22 часа 19 августа 1942 г. «Коминтерн» прибыл в Поти и пришвартовался к причалу в одной из гаваней порта. И, все же, точку в биографии крейсера поставили не вражеские бомбардировщики, а … нехватка производственных мощностей для ремонта и нехватка причалов.
В 7 часов 55 минут московского времени 10 октября 1942 г. два буксира вывели «Коминтерн» из Потийской гавани. В охранении двух сторожевых катеров (058 и 0108) и в сопровождении торпедного катера он был отбуксирован в назначенную точку затопления в головной части сооружаемого волнолома. Спустя четыре месяца, корабль был официально исключён из списков флота.
В последующем на палубе притопленного крейсера была установлена артиллерия, оборудован наблюдательный пост. Так что он продолжал нести боевую вахту, участвуя в обороне пункта базирования от нападения авиации и торпедных катеров противника, в защите входного фарватера от заноса. Оборудование волнолома позволило базировать во вновь организованном пункте малые и средние корабли, создать более благоприятные условия для рассредоточения крупных в гаванях Потийского порта.