Найти тему
Сайт психологов b17.ru

-Я снова занимаю все пространство! -Ты занимаешь ровно одно кресло.

-Я снова занимаю все пространство!
-Ты занимаешь ровно одно кресло.

Так уж повелось, что на сессиях я прошу разрешения у клиентов записывать некоторые "крылатые" высказывания, к которым впоследствии мы часто обращаемся. Вот и сейчас тянусь за ручкой.

Клиентка сидит немного растерянная - она уже сама себя остановила, "наказала" и испытала чувство вины. А я, вместо того, чтобы ее в нем укрепить, улыбаюсь и прошу выложить это в группе. А потом мы продолжаем работу.

Так чего же она ожидала?

Когда клиент впервые приходит на консультацию, я замечаю два подхода к изложению. В первом случае - молчание или редкие ответы на конкретные вопросы. Иногда это подаётся в формате "докажи, что ты психолог, вытяни нужную информацию". Обратный вариант - клиент решает рассказать всё. Начиная с детства бабушки, зацепляя по пути ссору с коллегой и вкручивая туда день рождения ребёнка. В обоих случаях у нас только час - бесконечного рассказа, бесконечного молчания или продуктивной работы. Поэтому я постепенно учу клиентов выбирать наиболее важные для них темы и посвящать этот час одной-двум из них.

Постепенно между нами растет доверие, а вместе с ним начинают ярко проявляться переносы. Например, родительский. Ведь клиент точно знает, КАК мне удобнее с ним работать. И теперь, если эти неписанные "правила" нарушаются, ожидает от меня родительской реакции. Наказания, обиды, отвержения. Если в семье все прощалось после раскаяния, начинает мучить и обвинять себя. Или, наоборот, агрессивно защищаться.

Но плюс психотерапии в том, что я - не родитель. У меня нет концепции "идеального клиента", а концепцию "идеального процесса" мы строим с каждым отдельно. И в этом безопасном пространстве можно увидеть своё чувство - без лишней мишуры, отделённое от конкретных людей и обстановки. "Кого ты видишь перед собой? Каких ты ждёшь последствий? Работает ли это сейчас, во взрослой жизни?"

Моя клиентка переживает и извиняется, что слишком много говорила. Мой клиент на всё пожимает плечами, отвечая "не знаю". Моя клиентка жёстко отстаивает свое желание говорить даже час без перерыва за свои деньги. Мой клиент снова переспрашивает, какую хитрость я задумала, и как использую то, что он скажет.

А я знаю, где сейчас нахожусь я.
Я занимаю ровно одно кресло.

Психолог Анастасия Жихарева
Запись на консультацию:
vk.me/anastasiazhi_psychologist

Автор: Анастасия Жихарева
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru