Найти тему
Исторические мелочи

Непонятный портрет цесаревича

Вот такой наивный, но интересный портрет хранится в Государственном историческом музее в Москве. Записан он как «Портрет в.к. Константина Павловича на маневрах (императора Александра I?)». Датировка – 1820-е гг.

Не знаю, верно ли предположение о нахождении персонажа на маневрах (так же, как и зачем вообще сделано это уточнение), но думаю, что с версией сотрудников музея о том, что портретируемым является великий князь и цесаревич Константин Павлович, можно согласиться. Белый кавалерийский мундир, лента и звезда ордена Св. Андрея Первозванного вполне говорят в пользу того, что на портрете изображен шеф Лейб-гвардии Конного полка с 1800 г. года и генерал-инспектор всей кавалерии с 1807 г. Константин Павлович. Лицо написано, конечно, достаточно примитивно, но также не противоречит такой версии. По крайней мере, нос вполне подходит)

Мы можем и уточнить датировку изображения. Возможно, портрет и создан в 1820-е гг., как указано музейщиками. Мы не знаем точно, на что они при этом опирались. Но очевидно, что если портрет действительно изображает цесаревича, то он представляет нам его облик на период 1807-09 гг. В 1807 г. в русской армии введены эполеты, видимые у персонажа на плечах. В 1809 г. на офицерских и генеральских шляпах отменен белый плюмаж, присутствующий у портретируемого, и введена петлица другого образца, чем на шляпе на портрете. Ниже на рисунке из «Исторического описания одежды и вооружения Российских войск, составленного по Высочайшему повелению» шляпа образца 1809 г., которую наш персонаж еще не успел надеть.

-2

А вот дальше начинается непонятное. Белый мундир Константина Павловича может быть либо полковым Лейб-гвардии Конного полка, либо генеральским – генерала, состоящего по кавалерии. В обоих случаях воротник должен быть красным! Помимо воротника красными должны быть обшлага и обкладка фалд. Но обшлага на портрете закрыты крагами перчаток (кстати, у офицеров и генералов и печатки-то должны быть без краг!), а обкладку фалд автор портрета-редиска вообще не нарисовал. Поэтому в данном случае говорим только о воротнике. И он не красный, а сложноидентифицируемого темного, возможно зеленого цвета.

Я попытался «примирить» этот факт с действительностью. Близкие по цвету к изображенному на портрете воротники носили в Малороссийском кирасирском полку – зеленые. Но Константин Павлович не имел к нему отношения, разумеется, если не принимать во внимание, что Малороссийский кирасирский подчинялся цесаревичу в административном плане как генерал-инспектору всей кавалерии. Повода носить мундир этого полка у Константина Павловича не было. Там были свои шефы, ни один из которых (в рассматриваемый период) не имел ордена Св. Андрея Первозванного.

Возникла мысль, а может быть, цесаревич здесь не в русском мундире, а в униформе какого-то подшефного ему иностранного полка? Похожие в целом мундиры и в том числе шляпы с похожей петлицей были в прусских кирасирских полках. Константин Павлович с 1813 г. (это выходит за пределы допущенной нами датировки портрета, но пренебрежем данным несоответствием в рамках рабочей версии) был шефом прусского Кирасирского (Восточно-Прусского) полка Nr. 3. Но этот полк имел светло-голубой приборный цвет – см. ниже рисунок 1814 г.

-3

В общем, могу признаться, что объяснения цвету воротника на портрете у меня нет. Но изображен на портрете, полагаю, все же Константин Павлович.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.