1 декабря мы с подругами посетили очень красивую, очень женскую выставку "Кринолин. Жакет. Свитшот. Стиль большого города", посвященную городской моде.
Интереснейшая задумка, громкие имена современных дизайнеров (Игорь Чапурин, Алена Ахмадуллина, Виктория Андреянова и др), участвующих в выставке, возможность сравнить и видеть одновременно одежду 19 века и сегодняшнего времени.
Сравнить, оценить, понять для себя, что откликается...А еще сколько у всех было слов "А ты помнишь? Это было у нас дома/это было у моей мамы/это моя первая тушь..." Снова почувствовать себя мамиными дочками, вернуться в детство и юность.
А еще можно увидеть подлинные Шедевры великих дизайнеров, которые сейчас уже стали музейными экспонатами. Вещи из личных коллекций. Рассмотреть крой, вышивку, восхититься цветом и качеством исполнения вещей.
Вся выставка поделена на зоны, которые мы можем увидеть в любом городе: Вокзал, Салон красоты, Деловая улица, Витрина, Театральный разъезд и Парк. В каждой зоне представлены женские костюмы и предметы гардероба разных эпох.
Появление городской моды связывают с отменой крепостного права в 1861 г. Тогда появилось множество горожан из крестьян, которые тоже влияли на изменения в городской моде.
Сразу при входе большая витрина с сумками разного времени: тут и кожаные ридикюли, и сумочки с вышивкой или расшитые бисером, и сделанные из металла с чеканкой
Обувь разного времени. Были как повседневные варианты, так и произведения искусства и высочайшего мастерства
подборка белых блуз из разных эпох (мы зависли на вышитых начала 20 в)
Слева блуза из батиста, 1900-е, из наследия серпуховской помещицы Веры Михайловны Суховой (ее вещей представлено несколько на выставке), посередине - тоже блуза из батиста с перламутровыми пуговицами, из семьи первой женщины-врача З.Н. Окуньковой -Гольдингер, справа блуза из шелка с разными видами вышивки, 1920-е
необычное свадебное платье из тафты с небольшим шлейфом из серебристо-серой ткани (т.к. было сшито во время семейного траура)
Главной модной улицей Москвы с 19 в. был Кузнецкий мост, где располагались французские лавки. У Красной площади в 1893 г. открылся новый светлый магазин (построенный на месте ветхих лачуг), который мы сейчас знаем как ГУМ. Интересно, что торговли в нем не было до 1953 г. Здесь располагались конторы, столовая и даже коммунальные квартиры. А потом именно в ГУМе можно было купить дефицитные товары. За день через магазин в советские годы проходило около 200 000 посетителей!
на отдельной витрине платье Надежды Ламановой - прославленного модельера как царской России, так и СССР
два платья в похожих тонах, но из разных эпох - льняное с вышивкой и пышное платье с кринолином. Пышное платье - это вторая половина 1850-х, сшито из тафты, а второе - это 1960-е
В городе на улицах тогда и сейчас (листайте галерею)
Деловых женщин в царской России было довольно много. 13% от всего купечества составляли женщины. Советской властью активно культивировался образ женщины-работницы. Героинями общества становились женщины-комиссары, директора заводов и фабрик, артистки, космонавты. На Деловой улице мы видим и платья на кринолине в 1860-е и пиджаки с широкими плечами в 2020-х.
С Деловой улицы перемещаемся на Вокзал. Здесь происходят встречи и прощания. 5 девушек с цветами встречают тех, кто вернулся с войны в 1945 г. Все платья - 1940-е г.
Салонов красоты в нынешнем понимании, цирюлен, в царской России было очень мало. Стриглись чаще всего в банях, а также у бродячих цирюльников (и это был очень прибыльный бизнес). В том виде, как есть сейчас, парикмахерские и салоны красоты стали формироваться в 1930-е. В эти годы был основан Институт косметики и гигиены. Начались эксперименты с прическами. Ну а сейчас это все достигло уже каких-то гипертрофированных размеров (это мое мнение)
Повспоминаем?
И самая роскошная часть выставки - Театральный разъезд. Шикарные платья от кринолинов до современных. На некоторых я буквально "залипла".
О традициях театра в царские времена я немного рассказывала уже здесь
Посещение театра в 19 веке сильно отличалось от сегодняшнего. Ложи выкупались на весь сезон. По запискам Гиляровского, в Москве ложи занимались богатым купечеством, а старая аристократия "брюзжала" в партере. Гардероб в императорских театрах был платным. А вот ложи Петербурга блистали драгоценностями всех видов и размеров. В театр могли прийти на целый день, а могли и заскочить на одну арию или одно действие спектакля.
Наряд, который мне очень понравился! Примеряла мысленно на себя
После революции театральный дресс-код сильно изменился. Но все же люди, идя в театр, продолжали наряжаться. Даже в скромных гардеробах горожанок в 30-40-е годы было выходное платье, в котором посещали театр.
О том, как меня поразило отсутствие нарядов в театре, я рассказывала здесь
В 21 в театр снова стал площадкой для выгула нарядов и бриллиантов, а горожанки 2010-20-х г. - заядлыми театралками.
и еще одно удивительной красоты платье 2019 г от Алены Ахмадуллиной "Платье со львами"
Надеюсь, вы приятно провели время, рассматривая эти прекрасные наряды.