Найти тему
Собираем на квартиру

Выставка "Кринолин. Жакет. Свитшот" в Историческом музее

1 декабря мы с подругами посетили очень красивую, очень женскую выставку "Кринолин. Жакет. Свитшот. Стиль большого города", посвященную городской моде.

фото из интернета
фото из интернета

Интереснейшая задумка, громкие имена современных дизайнеров (Игорь Чапурин, Алена Ахмадуллина, Виктория Андреянова и др), участвующих в выставке, возможность сравнить и видеть одновременно одежду 19 века и сегодняшнего времени.

-2

Сравнить, оценить, понять для себя, что откликается...А еще сколько у всех было слов "А ты помнишь? Это было у нас дома/это было у моей мамы/это моя первая тушь..." Снова почувствовать себя мамиными дочками, вернуться в детство и юность.

-3

А еще можно увидеть подлинные Шедевры великих дизайнеров, которые сейчас уже стали музейными экспонатами. Вещи из личных коллекций. Рассмотреть крой, вышивку, восхититься цветом и качеством исполнения вещей.

-4

Вся выставка поделена на зоны, которые мы можем увидеть в любом городе: Вокзал, Салон красоты, Деловая улица, Витрина, Театральный разъезд и Парк. В каждой зоне представлены женские костюмы и предметы гардероба разных эпох.

Появление городской моды связывают с отменой крепостного права в 1861 г. Тогда появилось множество горожан из крестьян, которые тоже влияли на изменения в городской моде.

вот такими крестьянки приезжали в город
вот такими крестьянки приезжали в город

Сразу при входе большая витрина с сумками разного времени: тут и кожаные ридикюли, и сумочки с вышивкой или расшитые бисером, и сделанные из металла с чеканкой

Обувь разного времени. Были как повседневные варианты, так и произведения искусства и высочайшего мастерства

ботинки с бисерной вышивкой, Франция, 1880-е (сафьян, кожа, лайка, бисер, шелковая тесьма)
ботинки с бисерной вышивкой, Франция, 1880-е (сафьян, кожа, лайка, бисер, шелковая тесьма)

подборка белых блуз из разных эпох (мы зависли на вышитых начала 20 в)

Слева блуза из батиста, 1900-е, из наследия серпуховской помещицы Веры Михайловны Суховой (ее вещей представлено несколько на выставке), посередине - тоже блуза из батиста с перламутровыми пуговицами, из семьи первой женщины-врача З.Н. Окуньковой -Гольдингер, справа блуза из шелка с разными видами вышивки, 1920-е

необычное свадебное платье из тафты с небольшим шлейфом из серебристо-серой ткани (т.к. было сшито во время семейного траура)

1870-е
1870-е

Главной модной улицей Москвы с 19 в. был Кузнецкий мост, где располагались французские лавки. У Красной площади в 1893 г. открылся новый светлый магазин (построенный на месте ветхих лачуг), который мы сейчас знаем как ГУМ. Интересно, что торговли в нем не было до 1953 г. Здесь располагались конторы, столовая и даже коммунальные квартиры. А потом именно в ГУМе можно было купить дефицитные товары. За день через магазин в советские годы проходило около 200 000 посетителей!

-10

на отдельной витрине платье Надежды Ламановой - прославленного модельера как царской России, так и СССР

-11

два платья в похожих тонах, но из разных эпох - льняное с вышивкой и пышное платье с кринолином. Пышное платье - это вторая половина 1850-х, сшито из тафты, а второе - это 1960-е

В городе на улицах тогда и сейчас (листайте галерею)

Деловых женщин в царской России было довольно много. 13% от всего купечества составляли женщины. Советской властью активно культивировался образ женщины-работницы. Героинями общества становились женщины-комиссары, директора заводов и фабрик, артистки, космонавты. На Деловой улице мы видим и платья на кринолине в 1860-е и пиджаки с широкими плечами в 2020-х.

С Деловой улицы перемещаемся на Вокзал. Здесь происходят встречи и прощания. 5 девушек с цветами встречают тех, кто вернулся с войны в 1945 г. Все платья - 1940-е г.

Салонов красоты в нынешнем понимании, цирюлен, в царской России было очень мало. Стриглись чаще всего в банях, а также у бродячих цирюльников (и это был очень прибыльный бизнес). В том виде, как есть сейчас, парикмахерские и салоны красоты стали формироваться в 1930-е. В эти годы был основан Институт косметики и гигиены. Начались эксперименты с прическами. Ну а сейчас это все достигло уже каких-то гипертрофированных размеров (это мое мнение)

-16

Повспоминаем?

И самая роскошная часть выставки - Театральный разъезд. Шикарные платья от кринолинов до современных. На некоторых я буквально "залипла".

О традициях театра в царские времена я немного рассказывала уже здесь

Посещение театра в 19 веке сильно отличалось от сегодняшнего. Ложи выкупались на весь сезон. По запискам Гиляровского, в Москве ложи занимались богатым купечеством, а старая аристократия "брюзжала" в партере. Гардероб в императорских театрах был платным. А вот ложи Петербурга блистали драгоценностями всех видов и размеров. В театр могли прийти на целый день, а могли и заскочить на одну арию или одно действие спектакля.

костюм для выхода в театр на открытом воздухе, 1890-е. Платье: лиф и юбка и пелерина палевого цвета. Платье из шелка, пелерина из драпа и шелка. Пелерину в молодости носила московская портниха-модистка В.И.Глушкова. Платье бытовало в семье горного инженера Комиссарова.
костюм для выхода в театр на открытом воздухе, 1890-е. Платье: лиф и юбка и пелерина палевого цвета. Платье из шелка, пелерина из драпа и шелка. Пелерину в молодости носила московская портниха-модистка В.И.Глушкова. Платье бытовало в семье горного инженера Комиссарова.

Наряд, который мне очень понравился! Примеряла мысленно на себя

ротонда вечерняя 1860-е, из бархата, украшена стеклярусом, шелком, плетеным кружевом
ротонда вечерняя 1860-е, из бархата, украшена стеклярусом, шелком, плетеным кружевом

После революции театральный дресс-код сильно изменился. Но все же люди, идя в театр, продолжали наряжаться. Даже в скромных гардеробах горожанок в 30-40-е годы было выходное платье, в котором посещали театр.

О том, как меня поразило отсутствие нарядов в театре, я рассказывала здесь

В 21 в театр снова стал площадкой для выгула нарядов и бриллиантов, а горожанки 2010-20-х г. - заядлыми театралками.

кутюрное платье с жакетом-фигаро GIVENCHY , 1985 г., дизайнер Юбер Живанши, выполнено из искусственной парчи и шелка. Платье подарил Историческому музею сам дизайнер во время своего визита в Москву в 1985 г.
кутюрное платье с жакетом-фигаро GIVENCHY , 1985 г., дизайнер Юбер Живанши, выполнено из искусственной парчи и шелка. Платье подарил Историческому музею сам дизайнер во время своего визита в Москву в 1985 г.

и еще одно удивительной красоты платье 2019 г от Алены Ахмадуллиной "Платье со львами"

-22

Надеюсь, вы приятно провели время, рассматривая эти прекрасные наряды.