Сегодня, 4 декабря, православные христиане отмечают праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Церковь вспоминает, как праведные Иоаким и Анна привели трехлетнюю Деву Марию в Иерусалимский Храм. Так родители Богородицы исполнили свой обет – обещание посвятить долгожданную дочь Богу. Это последний в году из двенадцати главных церковных праздников. До 1936 года Бежецк украшал древний храм, посвященный этому событию. Сейчас о церкви напоминает лишь стройная шатровая колокольня. Об истории Введенского храма и древнего монастыря, центром которого он когда-то был, мой сегодняшний рассказ.
К началу XX века история Введенского храма начитывала уже более четырех столетий. Первая деревянная церковь строится на этом месте в середине XV века как духовный центр мужского Введенского монастыря. Известный бежецкий краевед, протоиерей Иоанн Постников (1869–1935) связывал возникновение обители с личностью преподобного Нектария Бежецкого. Об этом он подробно рассказывает в работе «Городской собор, церкви и монастыри».
В 1450-х годах появляется отшельник Нектарий и ставит келью свою в расстилавшемся за Рождественскою церковью, берегом Остречины, дубовом лесу. Биографических сведений о себе он нам не оставил, как делало это по смирению своему большинство древнерусских подвижников. Личность отшельника и его духовный опыт влекут к нему других подвижников. Вырастают новые церкви. Ставится деревянная церковь Введения Божией Матери. Место обносится тыном. Зачинается обитель, одна из тех, которые ставились по выражению нашего летописца «слезами, постом и бдением». По храму своему и имени основателя она принимает имя Введенской-Нектариевой. Преподобный Нектарий, по избранию иноков, становится ее игуменом, приобретает подвижническою жизнью своей широкую в то время известность и обеспечивает дальнейшее существование монастыря одним уже своим именем. Имя его, после его смерти 3 апреля 1492 года, заносится, как имя святого, во все русские святцы и позднейшие календари.
Спустя почти век после основания, монастырь получил материальную поддержку от высшей государственной власти. Сын Ивана Грозного – царь Федор Иоаннович (1557–1598) пожаловал монастырю вотчины при деревне Узуново в Бежецком Верхе.
В лето 1588 благоверный, благочестивый и великий государь, царь и великий князь Феодор Иоаннович, всея России самодержец, пожаловал обитель Богоматере Введенскую в пропитание братии и прочия потребы монастырския, в пределах Бежецкого Верха, на реце Мологе, вотчиною Узуново с христианы и с предлежащими к оной землями и водными приволиями, юже и грамотою своею царскою в роды родов утверди.
Мать царевича Димитрия Угличского, Мария Федоровна Нагая (в иночестве Марфа) преподносит в дар монастырю икону небесного покровителя своего сына – святого мученика Уара. Древняя икона хранилась в храме до его разграбления и закрытия в 1936 году.
В период Смутного времени Введенская Нектариева обитель была разорена и разрушена. Сразу после ухода интервентов, началось ее возрождение. Уже в 1612 году монахи поставили небольшую деревянную церковь Сергия Чудотворца и келью. Решающую роль в развитии монастыря опять сыграли царственные покровители.
Состоявшаяся в 1627 году, по грамоте царя Михаила Федоровича приписка обители ко двору государеву дело устроения ее ускорила. Ставятся иноческие келии, архимандричьи хоромы и разные службы. Кругом монастыря возводятся деревянные стены. Появляется вторая деревянная церковь «в старое имя Введения».
В 1670-е годы храм и другие монастырские строения сгорели от удара молнии. Новую церковь решено было возводить в камне. Нашелся меценат, «боголюбив сын» боярин Семен Иванович Заборовский. Помог и сам царь Михаил Федорович Романов, который был женат на родной сестре Заборовского. Одновременно с церковью строилась монастырская колокольня. Вероятно, работы вели ярославские мастера. Стройка завершилась в 1682 году. Иконы для нового храма были написаны знаменитым московским мастером Симоном Ушаковым.
Изящная шатровая колокольня и храм стали первыми каменными зданиями Бежецка. «Мужие, жены и дети стекахуся зрети новое здание и дивляхуся» – так пишет первый бежецкий летописец Петр Кузьмич Воинов об этом событии.
К началу XVIII столетия Введенский монастырь занимал около десятины земли. На ней стояли два храма, – один каменный и один деревянный, каменная колокольня, деревянные покои для архимандрита, три здания с кельями для иноков, келарня, хлебенная, скотный двор и другие службы. Кругом шли стены, с трех сторон деревянные и с одной, на протяжении восемнадцати сажен каменная. Главные ворота, – «святые» как назывались они, выходили на Ушатову, ныне Большую улицу.
В 1764 году вышел манифест Екатерины II об изъятии монастырских земель в казну. Введенский монастырь был упразднен. Благодаря ходатайствам бежечан, престарелые монахи прожили в монастыре еще несколько лет, но уже в начале 1770-х годов Введенская церковь была обращена в приходской храм.
Жилые корпуса бывшего монастыря были отведены под местные церковные школы. В 1783 году они сгорели вместе со скотным двором и службами. Старую деревянную Сергиевскую церковь в 1792 году продали и перевезли в село Ивашково, Бежецкого уезда. На месте обители возникла городская Введенская площадь. О древнем монастыре напоминали только пятиглавый Введенский храм и шатровая колокольня на некотором отдалении от него.
Население города росло и к середине XIX века возникла необходимость в расширении храма. Проект перестройки церкви в духе образцовых фасадов Константина Тона был утвержден 25 января 1862 года и осуществлен с некоторыми отклонениями. К пятиглавому четверику древней церкви с полукруглой апсидой были пристроены обширная трапезная и шатровая колокольня.
После перестройки в церкви обновлялись иконостасы и росписи. Что стало с работами Ушакова и других старых мастеров – неизвестно, но в начале XX века еще сохранялись некоторые памятники старины. Среди них, кроме иконы мученика Уара, о. Иоанн Постников упоминает икону мученика Мины из упраздненного подгороднего Мининского монастыря и напрестольное Евангелие в серебряном окладе – вклад 1685 года стольника государева Леонтия Ивановича Травина.
Примечательны были и колокола храма. Один из них, в 55 пудов, был пожертвован Введенскому монастырю в 1680-х годах стольником Никитой Андреевичем Орловым, прадедом знаменитых братьев Орловых. Другой благотворитель – думный дворянин Заборовский, как бы соревнуюсь с Орловым, обещал вылить колокол в два раза больше, но внезапная кончина не позволила его планам осуществиться. Эта история была в прямом смысле увековечена в бронзе. На колоколе Заборовского была такая надпись: «обеща, в животе своем еще сущи, во 100 пуд колокол дати, рекши: аще стольник Никита Орлов даде в 55 пуд, аз, яко думный дворянин, дам во 100 пуд и деньги на покупку оного приуготова, но егда скончася, жена его даде точию в 31 пуд. Зри на нем надпись». Орловский колокол был перелит в 1821 году, а колокол думного дворянина Заборовского звонил на Введенской колокольне до закрытия храма.
По преданию, в храме покоились мощи основателя обители старца Нектария. Отец Иоанн Постников сообщает об этом так:
По старинным святцам мощи преподобного Нектария почивают под спудом в основанной им обители. Существует предание, что ранее они открыто покоились в храме. В Литовское разорение, пред разгромом монастыря, иноки из опасения оскорбления своей святыни, будто-бы зарыли ее под полом храма между жертвенником и престолом главного алтаря.
Ежегодно 3 апреля, в день памяти преподобного Нектария, в храме совершалось торжественное богослужение при участии всего городского духовенства. Почтить память святого покровителя города стекалось множество горожан и крестьян из окрестных деревень. В этот день небольшая церковь не могла вместить всех молящихся.
Древний монастырь, пользовавшийся покровительством царской фамилии и бояр, был местом упокоения не только простых иноков, но и знатных лиц. Внутри храма находились белокаменные надгробные плиты с вырезанными славянской вязью надписями – фамильные захоронения рода бояр Заборовских. Недавние археологические работы подтвердили наличие множества погребений XV–XVII веков на территории Введенской обители, в том числе принадлежавших знати.
Приход Введенского храма был достаточно многочисленным. К началу XX века он насчитывал более полутора тысяч человек. Основную часть прихожан составляли не горожане, а крестьяне близлежащих к городу деревень. С 1893 года при церкви действовала церковно-приходская школа. По данным 1904 года в ней учились более ста человек (78 мальчиков и 32 девочки). Школа помещалась в деревянном доме, пожертвованном старостой церкви мещанином Антипом Феоктистовичем Корсиковым.
Службы в Введенском храме продолжались до весны 1936 года. Среди священников, служивших в нем в советские годы, двое были репрессированы. Отец Сергий Кордюков был арестован НКВД в 1934 году вместе с еще двумя бежецкими священниками – Иоанном и Василием Козыревыми. Их признали виновными в антисоветской и контрреволюционной деятельности и сослали в исправительно-трудовые лагеря на Колыму. Там отец Сергий скончался. Второй священник, Опекаловский Николай Александрович был обвинен в антисоветской агитации и расстрелян 17 сентября 1937 года.
Введенский храм постигла печальная участь многих других бежецких церквей. Летом 1936 года началась стройка гиганта-льнокомбината, кирпич для которой добывали, стахановскими темпами разрушая бежецкие храмы. В документах за июль 1936 года Введенская церковь значится в списке храмов, предназначенных к разборке. Предполагалась получить из нее всего 250 тыс. штук кирпичей. Но на практике годного для стройки кирпича при сломе старинных церквей получалось очень мало. В итоге комбинат так и не был построен, а битый кирпич пошел на «благоустройство» городских улиц и скверов.
На месте снесенной церкви возник пустырь. Вскоре здесь появился памятник В.И. Ленину, который в 2006 году переместили на бульвар. В 1990-е годы на месте алтаря уничтоженного храма был установлен крест в память Введенского монастыря и его основателя святого Нектария Бежецкого.
Удивительно, но старинная шатровая колокольня уцелела. Может быть, ее решили сохранить как памятник старины, или же просто посчитали слишком незначительным объектом с точки зрения добычи стройматериала. Это единственная сохранившаяся в советские годы звонница. Старейшее в городе каменное здание стало негласным символом Бежецка. Колокольня неоднократно реставрировалась, последний раз в 2022 году, по случаю празднования 885-летия города. Сейчас в ней оборудована небольшая часовня.
Такова вкратце история древнейшего храма Бежецка – церкви Введения во Храм Пресвятой Богородицы бывшего Введенского Нектариева монастыря.
При подготовке материала использованы источники:
1. Материалы Гос. архива Тверской области (ГАТО) и Российского гос. исторического архива (РГИА)
2. Материалы сайта «Православные храмы Тверской земли»: http://hram-tver.ru
3. Брагин В.И. «Так погибали бежецкие церкви». СПб. 2008
4. Постников И.Н. «Городской собор, церкви и монастыри»
5. Смирнов Г.К. «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Тверская область». Ч. 2. М.: Наука. 2006